Страница социального педагога

03.10.2018

«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка – вот наши главные лекарства. И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь»

Дубровский А. А.

     В нашем лицее работает социально-педагогическая  служба, главной целью которой является создание  условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения, оказание помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении, имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сфере, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

     Формирование готовности к взрослой жизни начинается с первого класса и продолжается в течение всего обучения в лицее, поэтому  создание соответствующих условий – основная задача социальной работы.

 

Основными направлениями социально – педагогической деятельности в лицее  являются:

·         Помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием, учебой ребенка;

·         Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

·         Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

·         Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

·         Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

·         Индивидуальное и групповое консультирование детей и их родителей  по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, воспитания детей в семье, конфликтов и т. п.;

·         Профилактика и коррекция психического здоровья и социального поведения;


Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса. 


Задачи: 

  • Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.) 
  • Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка. 
  • Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ. 
  • Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей. 
  • Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами. 

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы: 

  • профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач; 
  • защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка; 
  • организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи. 

 

Ожидаемые результаты 

 

  1. Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
  2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
  3. Уменьшение пропусков уроков уч-ся без уважительной причины.
  4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта. 
  5. Уменьшение количества правонарушений.
  6. Благополучная социализация учащихся после окончания образовательного учреждения. 

 

Методы работы: 

 

  • Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные анкеты, социометрия, педагогическое наблюдение. 
  • Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации. 
  • Методы реабилитации - трудотерапия, групповая терапия. 
  • Методы психологического консультирования. 
  • Организационно- распорядительные - инструктирование, контроль и проверка. 
  • Методы воспитания - положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха. 

 

Принципы работы: 

 

  • o доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней; 
  • o взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы, 
  • o своевременность - включение в работу на самых ранних стадиях; 
  • o индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение; 
  • o эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь; 
  • o преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь; 
  • o многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы; 
  • o интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов; 
  • o оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности; 
  • o позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности; 
  • o адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива. 

 

Формы работы: 

 

  • oсовет профилактики школы; 
  • родительские собрания; 
  • лекции; 
  • диагностика; 
  • индивидуальные и групповые консультации; 
  • изучение документации; 
  • беседа; 
  • час общения; 
  • наблюдение; 
  • тестирование; 
  • анкетирование; 
  • анализ; 
  • консультирование; 
  • индивидуальная работа; 
  • групповая работа; 
  • диагностика

В лицее разработана программа социально – педагогической службы:

I блок:   Организационная работа.

II блок:   Просветительская работа по профилактике асоциального поведения школьников, которая включает разделы:

·         правовое просвещение школьников;

·         пропаганда ЗОЖ и профилактика возникновения вредных привычек и зависимостей;

·         работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;   

·         работа по формированию коммуникативных навыков у учащихся.

III блок:   Индивидуальная работа с учащимися и семьями.

IV блок:   Работа с родителями.

V блок:    Работа с педагогами.

На базе МБОУ лицей №7 работает Совет профилактики.

Основными задачами Совета являются:

·         оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетних, имеющих отклонения в поведении либо проблемы в обучении;

·         выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

·         выявление фактов жесткого обращения с детьми и семей, находящихся в социально опасном положении, оказания им помощи в обучении и воспитании детей. 

Деятельность Совета профилактики – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, создающийся в соответствии с нормативными документами международного, регионального, муниципального и локального уровня, что закреплено в положении о Совете профилактики.

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.