01.10.2018
Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Задачи:
- Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
- Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
- Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
- Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
- Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
- профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
- защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
- организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
- Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
- Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
- Уменьшение пропусков уроков уч-ся без уважительной причины.
- Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
- Уменьшение количества правонарушений.
- Благополучная социализация учащихся после окончания образовательного учреждения.
- Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные анкеты, социометрия, педагогическое наблюдение.
- Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
- Методы реабилитации - трудотерапия, групповая терапия.
- Методы психологического консультирования.
- Организационно- распорядительные - инструктирование, контроль и проверка.
- Методы воспитания - положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.
- o доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
- o взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы,
- o своевременность - включение в работу на самых ранних стадиях;
- o индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
- o эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
- o преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
- o многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
- o интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
- o оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
- o позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
- o адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
- o совет профилактики школы;
- o родительские собрания;
- o лекции;
- o диагностика;
- o индивидуальные и групповые консультации;
- o изучение документации;
- o беседа;
- o час общения;
- o наблюдение;
- o тестирование;
- o анкетирование;
- o анализ;
- o консультирование;
- o индивидуальная работа;
- o групповая работа;
- o диагностика
В лицее разработана программа социально – педагогической службы:
I блок: Организационная работа.
II блок: Просветительская работа по профилактике асоциального поведения школьников, которая включает разделы:
· правовое просвещение школьников;
· пропаганда ЗОЖ и профилактика возникновения вредных привычек и зависимостей;
· работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
· работа по формированию коммуникативных навыков у учащихся.
III блок: Индивидуальная работа с учащимися и семьями.
IV блок: Работа с родителями.
V блок: Работа с педагогами.
На базе МБОУ лицей №7 работает Совет профилактики.
Основными задачами Совета являются:
· оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетних, имеющих отклонения в поведении либо проблемы в обучении;
· выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
· выявление фактов жесткого обращения с детьми и семей, находящихся в социально опасном положении, оказания им помощи в обучении и воспитании детей.
Деятельность Совета профилактики – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, создающийся в соответствии с нормативными документами международного, регионального, муниципального и локального уровня, что закреплено в положении о Совете профилактики.
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.