Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования (далее - Программа) Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения лицей №7 (далее – МБОУ лицей №7) разработана в
соответствии с
Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее
ФГОС ДО) и
в соответствии с Федеральной образовательной
программой дошкольного образования, утв. приказом Минпросвещения России
от 25.11.2022 № 1028. (далее
ФОП ДО)
Программа позволяет реализовать
несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
I. Обучение
и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании
доступными средствами (Концепция воспитания и развития личности гражданина
России в системе образования портрет Гражданина России - 2035).
II. Создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).
III. Создание единого федерального
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от
места проживания (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью
1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»).
Программа разработана с учетом следующей нормативно-правовой
документации:
·
Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
·
Указ
Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и
дополнениями), в котором была сформулирована цель образования: Воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и
национально-культурных традиций.
·
Указ
Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года».
·
Указ
Президента Российской Федерации от 05.10.2022 № 710 «Об опубликовании текста
Конституции Российской Федерации с изменениями» (ст. 67.1; ст.68 и др.).
·
Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
·
Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.
N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
·
Указ
Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» (ст.91).
·
Федеральный
проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального
проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое
воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы.
·
Федеральный
закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона "Об
обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст.2., ст.12 и др.).
·
Указ
Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
·
Приказ Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373«Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
·
Приказ
Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2022 г. N 955 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
Основная
образовательная программа МБОУ лицей №7,дошкольное отделение включает разделы:
общие положения, целевой,
содержательный и организационный.
В
целевом разделе представлены: цели, задачи,
принципы ее формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем и
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
особенности проведения педагогической и психологической диагностики достижения
планируемых результатов Программы. Задачи и планируемые результаты вариативной
части Программы, особенности проведения диагностики их достижений.
Содержательный
раздел включает задачи обязательной части Программы,
содержание образовательной деятельности по их реализации, совокупные задачи
воспитания; задачи вариативной части Программы, содержание образовательной
деятельности по их реализации, совокупные задачи воспитания. В разделе также
представлено описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик, способы поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее – ООП) следующих целевых групп: дети
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), дети-инвалиды; обучающиеся
испытывающие трудности в освоении образовательных программ, в развитии и социальной адаптации, в том числе
«дети-билингвы».
В
содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает
задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своего
региона, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание психолого-педагогических
и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС); материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
В
разделе представлены гибкий режим дня в дошкольных группах, а также календарный
план воспитательной работы.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений:
- специфику национальных, социокультурных и
иных условий, в том числе региональных, осваиваем используя Программу
краеведческой направленности «Родной край. Моё родное Солнечногорье»,
разработанную коллективом методистов и старших воспитателей ДОУ г.о.
Солнечногорск.
Обязательная часть Программы МБОУ лицей
№7,дошкольное отделение соответствует Федеральной программе и составляет 60% и
более от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не более 40%.
Образовательная
Программа, направленная на обучение и воспитание детей дошкольного возраста,
предполагает интеграцию составляющих в едином образовательном процессе,
предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
которое осуществляется с учетом принципов дошкольного образования (далее – ДО),
зафиксированных во ФГОС ДО.