Реализация предметной области ОДНКНР

20.07.2020

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»


    В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения … с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:

  • основы православной культуры,
  • основы исламской культуры,
  • основы буддийской культуры,
  • основы иудейской культуры,
  • основы мировых религиозных культури основы светской этики

для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» с 4-ой четверти 2011 – 2012 учебного года в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации пройдет введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


    Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


1. Нормативно-правовая основа курса: Конституция Российской Федерации,


законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).


2. Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  • - основы православной культуры;
  • - основы исламской культуры;
  • - основы буддийской культуры;
  • - основы иудейской культуры;
  • - основы мировых религиозных культур;
  • - основы светской этики.

        В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.


        Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.


        Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.


        Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.


        Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.


        Решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениям. Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей. Возможна организация учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.


3. Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.


        Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета.


        Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.


4. Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (4 класс – 17 часов и 5 класс – 17 часов).


5. Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» разработаны для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса.


6. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения. Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России.


7. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется в период апробации курса сформировать методические объединения из учителей, преподающих разные модули курса.Хочу такой сайт


8. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает систему оценок. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.


9. Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку (курсы повышения квалификации).


10. Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.


    В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).


11. Подготовка учителей будет проходить в два этапа. На первом этапе на базе Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» будет проведено обучение учителей – тьютеров (500 человек из 62 регионов, 1 группа: с 24 по 30 октября 2011 года. 2 группа: с 11 по 17 ноября 2011 года). На втором этапе тьютеры, успешно прошедшие обучение в Федеральном институте развития образования, будут вести подготовку учителей в регионах.


12. В условиях нормативного подушевого финансирования школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов на группы. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены.


1.  Правовое регулирование.

Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования                   в общеобразовательной организации : 

1)    Конституция Российской Федерации, ст. 14,17,19, 28, 29, 44.

2)     Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединения», ст. 3, 5.

3)     Конвенция о правах ребенка, ст. 12, 14.

4) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, 48, 87.

5)     Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», п. 5.3.б.

6)     Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

7)     Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

8)     Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 «О направлении Регламента выбора модуля ОРКСЭ».

9)     Письмо от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

10) Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 года № 08-1803 «О реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

11)   Письма Министерства образования Московской области от 27.06.2017 № Исх-8958/09о; от 31.08.2017 № Исх-12268/09о.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».