Положение об организации внеурочной деятельности

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;

Федеральным государственным образовательным стандартом
начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;

Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;

Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;

Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;

Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023;

Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

уставом лицея.


2. Условия реализации внеурочной деятельности
2.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает:
свои особенности – условия функционирования, тип, особенности контингента,
кадровый состав;

результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;

возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;

особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и
культурные особенности региона, муниципалитета.


2.2. Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
2.2.1. На уровне начального общего образования для обучающихся, которые осваивают
ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286:








спортивно-оздоровительная деятельность;
проектно-исследовательская деятельность;
коммуникативная деятельность;
художественно-эстетическая творческая деятельность;
информационная культура;
интеллектуальные марафоны;
«Учение с увлечением!».

2.2.2. На уровне основного общего образования для обучающихся, которые осваивают
ООП по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287:
внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные
сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности);

внеурочная деятельность
по
развитию
личности,
ее
способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том
числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные
пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских
навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций
дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и
социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;

внеурочная деятельность,
направленная
на
реализацию
комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия,
в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные
практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона,
потребностей
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся;

внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских
общественных объединений, организаций и др.;

внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и др.);

внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и
здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в
процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты
учащихся).


2.2.3. На уровнях начального общего, основного общего и среднего общего
образования для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО,
утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373, ФГОС ООО,

утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, и по ФГОС СОО,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413:






спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.

2.3. В организации внеурочной деятельности задействованы все педагогические
работники лицея. Координирующую роль осуществляет директор лицея и его
заместители.
2.4. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в виде
разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При
реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и
внеаудиторные
формы
образовательно-воспитательной
деятельности. Формы
внеурочной деятельности представляются в деятельностных формулировках, что
подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
2.5. Внеурочная деятельность реализуется лицеем как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм реализации образовательных программ, привлекая ресурсы
организаций дополнительного образования, культуры и спорта и других партнеров.
2.6. При организации внеурочной деятельности обучающихся в лицее используются
учебные кабинеты, общешкольные помещения, возможности структурного
подразделения дополнительного образования детей лицея.
2.7. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности лицей
использует возможности организаций дополнительного образования, организаций
культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает родительскую
общественность.
2.8. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул на уровне
основного общего и среднего общего образования. Внеурочная деятельность в
каникулярное время может реализовываться в формах занятий в лагере с дневным
пребыванием на базе лицея, в туристических походах, экспедициях, поездках и др.
3. Порядок разработки и утверждения плана внеурочной деятельности
3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным
организационным механизмом реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. План
определяет состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной
деятельности.
3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится:

от 600 часов до 1320 часов для обучающихся на уровне начального общего
образования за четыре года обучения, осваивающих ООП по ФГОС НОО,
утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;

от 600 часов до 1350 часов для обучающихся на уровне начального общего
образования за четыре года обучения, осваивающих ООП по ФГОС НОО,
утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;

от 800 часов до 1750 часов для обучающихся на уровне основного общего
образования за пять лет обучения, осваивающих ООП по ФГОС ООО,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, и ФГОС ООО,
утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;

от 300 часов до 700 часов для обучающихся на уровне среднего общего
образования за два года обучения, осваивающих ООП по ФГОС СОО,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413.


3.3. Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо от
продолжительности учебной недели для нормально развивающихся обучающихся не
может превышать 10 часов. Объем недельной нагрузки для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья должен составлять суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны отводиться на
обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных
особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.
3.4. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
3.5. Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут
отличаться:
3.5.1. На уровне ООО:
на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – от 2 до 4
часов;

внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности – от
1 до 2 часов;

внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов;

деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и
проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных
мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени,
отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);

организационное
обеспечение
учебной
деятельности,
осуществление
педагогической поддержки, социализации обучающихся и обеспечение их
благополучия еженедельно – от 2 до 3 часов.


3.5.2. На уровне СОО:


часов;

на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно до 4

организационное обеспечение учебной деятельности,
благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.


на

обеспечение

3.6. План должен включать состав и структуру направлений, формы организации,
объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и
возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. План
составляется в форме таблицы.
3.7. План внеурочной деятельности на уровне СОО должен включать две части:
план
организации
деятельности
ученических
сообществ
(групп
старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений
по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций, в том
числе и в рамках «Российского движения школьников»;

план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные
олимпиады по предметам программы среднего общего образования).


3.8. План внеурочной деятельности на уровне СОО модифицируется в соответствии с
профилями обучения: гуманитарным, технологическим, универсальным. При этом план
должен содержать инвариантный и вариативный компоненты.
3.8.1. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных
делах образовательной организации;

проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации
учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам
организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в
жизни образовательной организации.


3.8.2. Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям в соответствии
с Федеральной образовательной программой среднего общего образования.
3.9. План составляет заместитель директора по воспитательной работе отдельно для
каждого уровня общего образования. План формируется на нормативный срок
освоения основной образовательной программы. При формировании плана обязательно
учитываются:
возможности лицея и запланированные результаты основной образовательной
программы;

индивидуальные особенности, образовательные потребности и интересы
обучающихся, запросы родителей (законных представителей);

предложения педагогических работников и содержание планов классных
руководителей,
перечень
образовательных
событий,
рекомендованных
Минпросвещения.


3.10. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом лицея и
утверждению в составе основных образовательных программ общего образования.
3.11. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной
организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной
деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
организационному обеспечению учебной деятельности;

модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и
работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы;

модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.


3.12. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. При подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за одну–две
недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
3.13. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может
изменяться. Большее количество часов может быть выделено:
для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации в 1-х, 5-х, 10-х классах;

для организации предпрофильной подготовки в 8-х классах.


3.14. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи с
необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в
том или ином ученическом коллективе.
3.15. Изменения в план вносятся с целью корректировки запланированных
объемов нагрузки и приведения его в соответствие с действующим законодательством.
3.16. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого во втором
полугодии текущего года изучаются запросы участников образовательных отношений.
Педагогические работники анализируют потребности обучающихся с помощью
диагностики познавательной активности, классные руководители проводят
родительские собрания. Для обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов
внеурочной деятельности предлагается родителям (законным представителям) будущих
первоклассников на установочном родительском собрании.
3.17. Изменения в план вносятся в порядке, указанном в пункте 3.10 настоящего
Положения.

4. Порядок формирования и утверждения рабочих программ курсов внеурочной
деятельности
4.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее – программы курса)
разрабатывает каждый педагогический работник самостоятельно в соответствии с
уровнем своей квалификации и авторским видением курса. При необходимости к
разработке приказом директора лицея привлекается методист и заместитель директора
по воспитательной работе и иные педагогические работники.
4.2. Структура программы курса должна содержать:
4.2.1. Для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС ООО, утвержденному
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287:
содержание курса внеурочной деятельности;
планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности, и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.




Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны содержать
указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с учетом рабочей
программы воспитания.
4.2.2. Для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному
приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС ООО, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС СОО, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413:
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности;

тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания.



4.3. Рабочие программы курсов разрабатываются на основе требований к результатам
освоения ООП общего образования и с учетом программ, включенных в ее структуру, а
также индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при
формировании программы курса учитываются особенности их психофизического

развития и требования ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ФГОС для детей с ограниченными возможностями
здоровья и соответствующих федеральных адаптированных образовательных
программ.
4.4. Рабочая программа курса составляется педагогическим работником в соответствии
с правилами, установленными Положением о рабочей программе.
4.5. Срок действия и объем нагрузки прописываются в рабочей программе с учетом
содержания плана внеурочной деятельности.
4.6. Разработанный проект рабочей программы курса представляется на проверку и
предварительное согласование заместителю директора по воспитательной работе.
4.7. После предварительного согласования проект программы курса подлежит
согласованию и утверждению в составе основных образовательных программ общего
образования.
4.8. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический работник,
осуществляющий реализацию этой программы. Контроль выполнения программы
курса осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
5. Порядок организации разовых и краткосрочных мероприятий внеурочной
деятельности
5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют педагогические
работники, назначенные приказом директора лицея.
5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописывается ответственным
педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия в соответствии с
содержанием плана внеурочной деятельности.
5.3. Педагогический работник составляет план (сценарий) мероприятия внеурочной
деятельности в свободной форме. Содержание мероприятия внеурочной деятельности
педагогический работник прописывает в соответствии с запланированными
результатами основных образовательных программ общего образования.
5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель директора по
воспитательной работе.
6. Порядок участия во внеурочной деятельности
6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех
обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования.
6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности
допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели
классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня
образования. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на
группы.

Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности
осуществляется приказом директора лицея ежегодно до начала учебного года.
Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса. Формирование
групп для разовых и кратковременных мероприятий осуществляется на основании
плана мероприятия.
6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале
учебного года заместителем директора по воспитательной работе по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима
труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается приказом директора лицея.
Перенос занятий или изменение расписания производится только по согласованию с
администрацией школы и оформляется документально.
6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется
педагогическими работниками в журнале учета внеурочной деятельности. Журнал
учета должен содержать:
титульный лист: наименование лицея, учебный год, класс;
информационный лист для учета занятий курсов: наименование курса, Ф. И. О.
педагогического работника, назначенного вести курс, Ф. И. О. обучающегося, дату,
содержание и форму проведения занятия. Содержание занятий в журнале учета должно
соответствовать содержанию программы курса внеурочной деятельности;

информационный лист для учета мероприятий: наименование мероприятия,
Ф.И. О. ответственного педагогического работника, Ф. И. О. обучающегося, дату и
форму проведения мероприятия.



Порядок ведения, хранения журнала учета внеурочной занятости аналогичен правилам
хранения и ведения классных журналов. Журналы хранятся в специально отведенном
для этого месте.
7. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности
либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность обучающихся с
использованием:
дистанционных образовательных технологий;
электронного обучения;
образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники
предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных
исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и
диагностических заданий, печатные учебные издания).




7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности лицей вправе организовывать в
дистанционном режиме:



проектные и исследовательские работы обучающихся;
деятельность школьных научных обществ;

просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей,
концертов;

посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;

общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и
карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных
организаций;

просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях
науки и технологий;

оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки
и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;

мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические
классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального
времени при помощи телекоммуникационных систем.


7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий лицей самостоятельно определяет
соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия
педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных
технологий.
7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных
образовательных технологий лицей:
своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей)
обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает
расписание
запланированных
дистанционных
активностей
обучающихся,
наименования используемых технологических платформ и ресурсов, список
рекомендованных сайтов и ресурсов; разъясняет формы добровольного представления
результатов и достижений для учета в портфолио;

ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам
курсов внеурочной деятельности;

обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по
запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);

организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ
обучающихся;

оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях
расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме
реального времени;

при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное
информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и
заданиях.


8. Промежуточная аттестация
8.1. Освоение рабочих программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне
общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся в
формах, определенных Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Основными формами учета внеурочной деятельности обучающихся являются:

индивидуальная оценка на основании портфолио, письменной работы;
коллективная оценка деятельности класса или группы обучающегося на
основании выполнения проекта или творческой работы.



8.2. Лицей вправе засчитать результаты освоения обучающимся образовательных
программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Зачет результатов проводится в соответствии с приказом Минобрнауки,
Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность» и Положением о зачете результатов обучающихся,
утвержденным приказом МБОУ Школа № 1 от 25.08.2023 № 152.
Решение о зачете результатов оформляется приказом директора лицея и вносится в
личное дело обучающегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».