УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Солнечногорска 141503, Московская область, тел./факс 8-496-2- 64-59-58 г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9 e-mail: Nagornaya.GV@mosreg.ru «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ лицей №7 _______________________ Г.В.Нагорная Приказ № « 30 » августа 2024 года ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД (10-11 КЛАССЫ) 2024 Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов среднего общегообразования); - Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. - В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурноспортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС СОО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 700 часов на уровне среднего общего образования). Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. Модель плана внеурочной деятельности Преобладание учебно-познавательной деятельности Содержательное наполнение занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся; Преобладание педагогической поддержки обучающихся дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в освоении языков обучения; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности: Планирование внеурочной деятельности С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии; 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся («Билет в будущее»). Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: 1 час в неделю на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся; 1 час в неделю на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице: Направление внеурочной деятельности Основное содержание занятий Количество часов в неделю Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1 Основная цель: развитие ценностного Информационнопросветительские занятия отношения обучающихся к своей Родине патриотической, нравственной - России, населяющим ее людям, ее и экологической уникальной истории, богатой природе и направленности«Разговоры о великой культуре. важном» Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии 1 аспектами жизни человека в современной России знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Основная цель: удовлетворение интересови потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих творческом и способностей школьников, формирование у физическом развитии, них чувства вкуса и умения ценить помощь в прекрасное, формирование ценностного самореализации, отношения к культуре; физическое развитие раскрытии и развитии обучающихся, привитие им любви к спорту и способностей и побуждение к здоровому образу жизни, талантов воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско- краеведческойнаправленности (экскурсии, развитие школьных музеев). Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Занятия, связанные с реализацией особых 1 Основная цель: развитие ценностного направленные на отношенияобучающихсяк труду как удовлетворение основномуспособу достижения жизненного профориентационных благополучия и ощущения уверенности в интересов и жизни Основная задача:формирование готовности обучающихся школьниковк осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и непрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: Профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение. Специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: Знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития над профессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы ивозможности. Вариативная часть 1 Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностногоотношения обучающихся к знаниям, как залогуих собственного будущего, и к культуре вцелом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятияпо дополнительному или углубленномуизучению учебных предметов или модулей; 1 Занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные сосвоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и ответственность, отстаивать свою точку и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование ученических макро и микрокоммуникаций, Основные организационные формы: Педагогическое сопровождение деятельности Российского движения детей скл и молодежи и совместно с Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, комплекса создаваемых для социально ориентированной мероприятий работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по направленности вопросам управления образовательной организацией, действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. Цель и идеи внеурочной деятельности Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность. Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МБОУ лицей №7 являются: создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,соответствующего их личностному потенциалу; - ориентация на достижение учениками социальной зрелости; - удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этомрешаются следующие основные педагогические задачи: - - включение учащихся в разностороннюю деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); - формирование стремления к здоровому образу жизни; - подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности всовременном мире. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Планируемые результаты Личностные: готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевымикомпетенциями. - Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно- нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне среднего общего образованиястрого ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Формы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах: - экскурсии, - деятельность ученических сообществ, - клубы по интересам, - встречи, - профессиональные пробы, ролевые игры, - реализация проектов, - кружки, - сетевые мероприятия Режим внеурочной деятельности В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 45 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образованияколичество часов внеурочной деятельности может быть сокращено. Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования. В 2023-2024 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 10-11 классах в соответствии с требованиями обновленного ФГОС среднего общего образования Направления развития личности 10А 10Б 10В 11А 11Б 11В Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, направленные на 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся ВСЕГО ИТОГО 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 5 5 15 5 5 5 15 5 Расписание внеурочных занятий составляется наряду с обязательными уроками.. Класс Направления внеурочной деятельности Название курса Форма организации Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, направленные наудовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической Разговор о важном час общения Количество занятий в неделю 1ч. Мир шашек секция 1ч. Россия – мои горизонты профессиональные пробы 1ч. Окно в Британию кружок 1ч. Международная кружок журналистика 1ч. Разговор о важном 1ч. 10А 10Б час общения направленности 10В 11А Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, направленные наудовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, направленные наудовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Мир шашек секция 1ч. Россия – мои горизонты профессиональные пробы 1ч. Окно в Британию кружок 1ч. Международная кружок журналистика 1ч. Разговор о важном час общения 1ч. Мир шашек секция 1ч. Россия – мои горизонты Профессиональные 1ч. пробы Окно в Британию кружок 1ч. Международная кружок журналистика 1ч. Разговор о важном 1ч. час общения Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся 11Б 11В Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Мир шашек секция 1ч. Россия – мои горизонты Профессиональные 1ч. пробы Мой край в истории Отечества клуб 1ч Первая помощь, кружок основы первой помощи, основы ухода за больными Разговор о час общения важном 1ч Мир шашек секция 1ч. Россия – мои горизонты Профессиональные 1ч. пробы Мой край в истории Отечества клуб Первая помощь, кружок основы первой помощи, основы ухода за больными Разговор о час общения важном 1ч. 1ч 1ч 1ч. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Мир шашек секция Россия – мои горизонты Профессиональные 1ч. пробы Мой край в истории Отечества клуб Первая помощь, кружок основы первой помощи, основы ухода за больными 1ч. 1ч 1ч