ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МБОУ ЛИЦЕЙ №7 НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД В 2023-2024 учебном году в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 содержание учебного процесса регламентируется следующими нормативными документами. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». письмо Министерства образования московской области от 17.09.2021 № 991-02 «Об реализации проекта «Эффективная начальная школа» («Методические рекомендации по реализации программы ускоренного обучения в начальной школе» проект «Эффективная начальная школа»). приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1645, от 31.12.2015г. №1578,от 29.06.2017. №613); приказ Минпросвещения от 12.08.2022 №732 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" письмо Министерства образования Московской области от 4 июня 2021 года № исх10494/16-15к; приказ УО от 16.05.2022 № 274 «Об организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений в 2023-2024 учебном году». Учебный план МБОУ лицей №7, реализующего основную образовательную программу (далее учебный план), обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: — фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; —определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; —распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. При реализации учебного плана используются учебники из числа входящих в Перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" МБОУ лицей № 7 работает в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность учебного года: 1 – 4 классы –34 учебные недели, 5-11-классы – 34 учебные недели. Продолжительность урока во всех классах 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый, один день 5 уроков по 45 минут. - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Объем домашних заданий (по всем предметам) такой, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах – до 1,5 часов, в 4-5 классах – до 2 часов, в 6-8 классах – до 2,5 часов, в 9-11 классах – до 3,5 часов.. Обучение в 1 классе проводится без домашних заданий. I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» (УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ), СРОК ОСВОЕНИЯ - 3 ГОДА Индивидуальный учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Индивидуальный учебный план является частью образовательной программы лицея. Индивидуальный учебный план 1- 2 классов составлен в соответствии с законодательством в области образования, федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами: В учебном плане представлены все учебные предметы, обязательные для изучения в 1- 2-х классах в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО. В 1- 4 классах школы обучение проводится по пятидневной рабочей неделе. Занятия проводятся в две смены: 1-3 класс- первая смена, 2-4 классы- 2 смена. Для классов, обучающихся по программе ускоренного обучения «Эффективная начальная школа» обучение организовано в 1 смену». Продолжительность учебного года: 1– 34 учебные недели, 2,3 и 4 классы – 34 учебные недели. Для классов ускоренного обучения «Эффективная начальная школа» продолжительность учебного года для освоения программы 1 класса- 16 недель, для освоения программы 2 класса- 18 недель Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: -использование «ступенчатого» режима обучения: сентябрь по 3 урока продолжительностью 35 минут, октябрь-декабрь – по 4 урока продолжительностью 40 минут; - организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; -обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся. Учебная нагрузка не превышает объема максимально допустимой нагрузки при пятидневной рабочей неделе и составляет 21 час в 1 классе и 23 часа во 2, 3 и 4 классах. Учебный план определяет содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: -формирование гражданской идентичности школьников; -их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям. Учебный план состоит их двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть индивидуального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на изучение по классам (годам) обучения. Часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть индивидуального учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки, использовано на 5-й час математики в 1, 2, 3 классах для выполнения программы. В индивидуальный учебный план входят следующие обязательные предметные области и обязательные учебные предметы. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение» реализует формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности Предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Он начинает изучаться в первом классе после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте (обучение письму, обучение чтению)». Изучается в 1- 4 -х классах в объѐме 5 часов в неделю. Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приѐмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении. В 1-4 (х) классах изучается по 4 часа в неделю. Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык (английский)». Определяется моделью языковой подготовки на базовом уровне и изучается во 2-4 классах классах по 2 часа в неделю. Предмет «Иностранный язык(английский)» формирует элементарные коммуникативные умения в говорении,аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». На математику отводится в 1- 4-х классах по 5 часов в неделю (1 час добавлен за счет части, формируемой участниками образовательных отношений). Цель изучения данного предмета - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. В курс математики включен раздел «Работа с информацией» (с 1 по 4 класс),способствующий формированию осознания значения математики и информатики в повседневной жизни человека; пониманию роли информационных процессов в современном мире. Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир) представлена предметом «Окружающий мир», который изучается с 1по 4 класс по 2 часа в неделю. Целью изучения предмета является формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство» и изучается в 1-ых – 4-ых классах, т.е. преподавание каждого предмета является непрерывным по 1 часу в неделю. Цель: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» и характеризуется следующими особенностями учебного предмета: практикоориентированной направленностью содержания обучения; применением знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применением полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. В 1- 4-х классах предмет изучается 1 час в неделю. Цель: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура», изучается в 1-4-х классах по 2 часа в неделю. Третий час реализуется счѐт часов внеурочной деятельности в курсе «Движение есть жизнь» (спортивная студия). В 4 классе вводится предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», представленная курсом «Основы религиозных культур и светской этики» 1 час в неделю. В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по выбору родителей (законных представителей) (протокол № 3 родительского собрания от 15.03.2023 г.) изучаются модуль «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Цель изучения - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Текущий контроль осуществляется во 2-х– 4 классах по всем предметам учебного плана (в 1 классе обучение безотметочное) и предусматривает пятибальное оценивание уровня знаний по предмету. Суммарный объѐм домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1,5 часа — для 2 и 3 классов,2 часа — для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объѐма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с требованиями санитарных правил. Промежуточная аттестация для обучающихся проводится с 1 класса (ускоренное обучение) по 4 класс в соответствии с локальным нормативным актом «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ лицей №7». Промежуточная аттестация - это оценка усвоения обучающимися объѐма содержания общеобразовательных программ за учебный год. Промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация учащихся проводятся в следующих формах: защита проекта; тестирование (в том числе с использованием информационнотелекоммуникационных технологий); письменная работа (контрольная работа, диктант, собеседование; комплексная метапредметная работа; сдача норм ГТО). По отдельным предметам учебного плана промежуточная аттестация за год определяется учителемпредметником как среднее арифметическое оценок за четверти (триместры). Оценка результатов промежуточной аттестации учащихся 1-х классов осуществляется качественно без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок. Промежуточная аттестация проводится в сроки с 20 декабря по 28 декабря (1 классы ЭНШ), с 15мая по 25 мая (2 классы ЭНШ) без прекращения образовательной деятельности. Промежуточная аттестация 1-го класса ускоренного обучения «Эффективная начальная школа» проводится безоценочно в первом полугодии первого года обучения по всем предметам, включенным в учебный план и с учетом полного объема результатов, утвержденных в образовательной программе начального общего образования на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формами промежуточной аттестации учащихся 1-2 классов «Эффективная начальная школа» являются две стандартизированные контрольные работы по математике и русскому языку и одна письменная комплексная работа на межпредметной основе. Промежуточная аттестация обучающихся 3- 4 классов проводится ежегодно в второй половине мая в форме итоговых контрольных работ по русскому языку и математике. Возможно использование результатов региональных диагностических работ, ВПР, а также использование дистанционных форм промежуточной аттестации (тест на платформе «ЯКласс», « Учи.ру», «Фокфорд» и др.) Класс Учебный предмет Форма промежуточной аттестации 1– 4 Русский язык Контрольный диктант с грамматическим заданием 1– 4 Литературное чтение Тестирование 2–4 Иностранный язык Тестирование 1 –4 Математика Контрольная работа 1–4 1 2–4 1 Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство 2– 4 1 Технология 2–4 1- 4 Физическая культура Тестирование/собеседование По итогам четвертных оценок Тестировнаие/собеседование По итогам чктвертных оценок Тестирование/собеседование По итогам чктвертных оценок Сдача нормативов Комплексная письменная работа на межпредметной основе 1(ЭНШ)-4 4 Тестирование ОРКСЭ Проект/тестирование Реализация данного индивидуального учебного плана ускоренного обучения предоставит возможность получения стандарта образования всеми обучающимися, позволит достигнуть целей образовательной программы школы, удовлетворит социальный запрос родителей (законных представителей), образовательные запросы и познавательные интересы обучающихся. Индивидуальный учебный план ускоренного обучения «Эффективная начальная школа» на 2023/2024учебный год учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) 1 год обучения Учебные предметы Количество часов в Предметные области классы неделю I II I пол II пол Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 5 4 – 5 4 2 Математика и информатика Математика 4 4 2 2 – – 1 1 Музыка 1 1 Технология Технология 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 Итого 20 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика 1 1 1 1 Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотреннаядействующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 21 23 21 23 Обществознание и Окружающий мир естествознание(Окружающий мир) Основы религиозных культур и Основы религиозных светской этики культури светской этики Искусство Изобразительное искусство УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. В учебном плане представлены все учебные предметы, обязательные для изучения в 1- 4-х классах в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО. В 1- 4 классах школы обучение проводится по пятидневной рабочей неделе. Занятия проводятся в две смены: 1,3 класс- первая смена, 2,4 классы- 2 смена. Для классов, обучающихся по программе ускоренного обучения «Эффективная начальная школа» обучение организовано в 1 смену». Продолжительность учебного года: 1– 34 учебные недели, 2,3 и 4 классы – 34 учебные недели. Обучение в 1классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: -использование «ступенчатого» режима обучения: сентябрь по 3 урока продолжительностью 35 минут, октябрь-декабрь – по 4 урока продолжительностью 40 минут; - организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; -обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся. Учебная нагрузка не превышает объема максимально допустимой нагрузки при пятидневной рабочей неделе и составляет 21 час в 1 классе и 23 часа во 2, 3 и 4 классах. Учебный план определяет содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: -формирование гражданской идентичности школьников; -их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям. Учебный план состоит их двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть индивидуального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть индивидуального учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки, использовано на 5-й час математики в 1, 2, 3 классах . В индивидуальный учебный план входят следующие обязательные предметные области и обязательные учебные предметы. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение» реализует формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности Предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Он начинает изучаться в первом классе после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте (обучение письму, обучение чтению)». Изучается в 1- 4 -х классах в объѐме 5 часов в неделю Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приѐмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении. В 1-4-х классах изучается по 4 часа в неделю Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык (английский)». Определяется моделью языковой подготовки на базовом уровне и изучается во 2-4 классах классах по 2 часа в неделю. Предмет «Иностранный язык(английский)» формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». На математику отводится в 1- 3-х классах по 5 часов в неделю (1 час добавлен за счет части, формируемой участниками образовательных отношений). Цель изучения данного предмета - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. В курс математики включен раздел «Работа с информацией» (с 1 по 4 класс), способствующий формированию осознания значения математики и информатики в повседневной жизни человека; пониманию роли информационных процессов в современном мире. Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир) представлена предметом «Окружающий мир», который изучается с 1по 4 класс по 2 часа в неделю. Целью изучения предмета является формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство» и изучается в 1-ых – 4-ых классах, т.е. преподавание каждого предмета является непрерывным по 1 часу в неделю. Цель: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» и характеризуется следующими особенностями учебного предмета: практикоориентированной направленностью содержания обучения; применением знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применением полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. В 1- 4-х классах предмет изучается 1 час в неделю. Цель: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура», изучается в 1-4-х классах по 2 часа в неделю. Третий час реализуется счѐт часов внеурочной деятельности в курсе «Движение есть жизнь» (спортивная студия), В 4 классе вводится предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», представленная курсом «Основы религиозных культур и светской этики» 1 час в неделю. В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по выбору родителей (законных представителей) (протокол № 3 родительского собрания от15.03.2022г.) изучаются модуль «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Цель изучения - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, оботечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового экстремальных ситуациях; образа жизни, элементарных правил поведения в - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей представителей), педагогического коллектива образовательной организации. (законных Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части ». На математику отводится в 1- 3-х классах 1 час за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. При проведении учебных занятий по «Английскому языку» осуществляется деление классов на две группы. Текущий контроль осуществляется во 2-х– 4 классах по всем предметам учебного плана (в 1 классе обучение безотметочное) и предусматривает пятибальное оценивание уровня знаний по предмету. Суммарный объѐм домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1,5 часа — для 2 и 3 классов,2 часа — для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объѐма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с требованиями санитарных правил. Промежуточная аттестация для обучающихся проводится с 1 класса по 4 класс в соответствии с локальным нормативным актом «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ лицей №7». Промежуточная аттестация это оценка усвоения обучающимися объѐма содержания общеобразовательных программ за учебный год. Промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация учащихся проводятся в следующих формах: защита проекта; тестирование (в том числе с использованием информационнотелекоммуникационных технологий); письменная работа (контрольная работа, диктант, собеседование; комплексная метапредметная работа; сдача норм ГТО). По отдельным предметам учебного плана промежуточная аттестация за год определяется учителемпредметником как среднее арифметическое оценок за четверти (триместры). Оценка результатов промежуточной аттестации учащихся 1-х классов осуществляется качественно без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок. Промежуточная аттестация обучающихся 2- 4 классов проводится ежегодно в второй половине мая в форме итоговых контрольных работ по русскому языку и математике. Возможно использование результатов региональных диагностических работ, ВПР, а также использование дистанционных форм промежуточной аттестации (тест на платформе «ЯКласс», « Учи.ру», «Фокфорд» и др.) Класс Учебный предмет Форма промежуточной аттестации 1– 4 Русский язык Контрольный диктант с грамматическим заданием 1– 4 Литературное чтение Тестирование 2–4 Иностранный язык Тестирование 1 –4 Математика Контрольная работа 1–4 Окружающий мир Тестирование 1 2–4 1 Музыка Изобразительное искусство 2– 4 1 Технология 2–4 1- 4 Физическая культура По итогам четвертных оценок Тестировнаие/собеседование По итогам чктвертных оценок Тестирование/собеседование По итогам чктвертных оценок Сдача нормативов Комплексная письменная работа на межпредметной основе 1(ЭНШ)-4 4 Тестирование/собеседование ОРКСЭ Проект/тестирование Учебный план начального общего образования ФГОС -2021, ФОП НОО Предметные области Учебные предметы классы I Количество часов в неделю II III Всего IV Обязательная часть Русский язык и литературноечтение Иностранный язык Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык(англ.) Математика – 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 – – 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Математика и информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных Основы религиозных культури светской этики культури светской этики Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 3 1 1 1 - 3 21 23 23 23 90 714 782 782 782 3060 21 23 23 23 90 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и Математика информатика Рекомендуемая недельная нагрузка при 5дневной учебной неделе Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотреннаядействующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. Учебный план основной образовательной программы основного общего образования (далее — учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС и ФОП НОО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: - фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; - распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–9-х классах – семи уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: в 5-х классах – 29 часов в неделю; 6-х классах – 30 часов в неделю; 7-х классах – 32 часа в неделю; 8-х классах – 33 часа в неделю; 9-х классах – 33 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за пять лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя 10 предметных областей. Цели общего образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления: ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и готовности принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудничать и свободно общаться; общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. В рамках учебного плана учебные предметы в 5- 9 классах изучаются следующим образом. Изучение предметной области «Русский язык и литература» должно обеспечить включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом. Изучение предмета «Русский язык» направлено на совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности, развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Учебный предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю в 5 классе, 6 часов в неделю в 6 классе, 4 часа в неделю в 7 классе, 2,5 часа в неделю в 8 классе, 2,5 часа в неделю в 9 классе Цели предмета «Литература» определяются осознанием значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. принципами передачи от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.. Учебный предмет «Литература» изучается 3 часа в неделю в 5-6 классах, 2 часа в неделю в 7 классах, 2,5 часа в неделю в 8-9 классах. Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена учебными предметами: «Родной язык» и «Родная литература» и обеспечивает понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры. Планируемые результаты этих учебных предметов достигаются в рамках изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литература». Учебные предметы: «Родной язык» и «Родная литература» изучаются по 0,5 часа в неделю в 8-9 классах. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» в рамках обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с возможностями МБОУ лицей №7 и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), которые зафиксированы в заявлениях. Предметная область «Иностранные языки» представлена учебными предметами: «Английский язык» и «Немецкий язык» и обеспечивает приобщение к культурному наследию изучаемых стран, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как средству достижения взаимопонимания между людьми. Учебный предмет «Английский язык» изучается 3 часа в неделю и обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, Учебный план обеспечивает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный язык (немецкий)» в рамках обязательной предметной области «Иностранный язык» на основании заявлений родителей обучающихся. (законных представителей) несовершеннолетних Учебный предмет «Немецкий язык» 2 часа в неделю в 8-9-ых классах. Предметная область «Математика и информатика». Учебный предмет «Математика» изучается в 5-6 классах в объеме 5 часов в неделю. На изучение учебного предмета «Математика» в 5-6 классах используется 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений по запросу обучающихся и их родителей с целью формирования алгоритмического мышления, умения конструировать новые подходы в решении задач, в развитии творческих аспектов мышления, а также для развития вычислительных и логических навыков Учебный предмет « Алгебра» изучается в 7 классах в объеме 4 часов в неделю. На изучение учебного предмета «Алгебра» отводится 3 часа из обязательной части учебного плана и используется 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений по запросу обучающихся и их родителей с целью формирования алгоритмического мышления, умения конструировать новые подходы в решении задач, в развитии творческих аспектов мышления, а также для развития вычислительных и логических навыков. Учебный предмет «Геометрия» изучается в объеме 2 часа в неделю. Cодержание курсов математики 5–6 классов, алгебры и геометрии 7-9 классов объединено как в исторически сложившиеся линии (числовая, алгебраическая, геометрическая, функциональная и др.), так и в относительно новые (стохастическая линия, «реальная математика»). Отдельно представлены линия сюжетных задач, историческая линия. На изучение учебного предмета «Информатика» выделен 1 час в неделю в7-9 классах, а в 5-х классах используется 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений по запросу обучающихся и их родителей с целью формирования алгоритмического мышления. При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права. Учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается в 7 классах в объеме 1 час в неделю. На изучение учебного предмета «Вероятность и статистика» в 8-9 классах используется 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений Предметная область «Общественно-научные предметы». Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.. Предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета 2 часа в неделю в 58 классах, 2,5 часа в неделю в 9 классах. Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России, в 9-х классах добавлен модуль новейшей истории. Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым данного предмета. Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, формирование умений делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку навыков, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества. Предмет «Обществознание» в 6-9 классах предмет «Обществознание» входит в обязательную часть и изучается в объеме 1 час в неделю. Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Учебный предмет «География» изучается в объеме 1 час в неделю 5-6 классах, 2 часа в неделю в 7-9 классах.. Географическое образование обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Обязательная предметная область учебного плана «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 1 час в неделю в 5-6-х классах. Предметная область «Естественно-научные предметы» реализуется следующим образом: На изучение учебного предмета «Физика» выделено 2 часа в неделю в 7-8 классах, 3 часа в неделю в 9 классах. Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. На изучение учебного предмета «Биология» выделен 1 час в неделю в 5-7 классах, в 89 классах 2 часа в неделю. На изучение учебного предмета «Биология» в 7 классах добавлен 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений Биологическое образование обеспечивает формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. На изучение учебного предмета «Химия» выделено 2 часа в неделю в 8-9 классах. В системе естественнонаучного образования «Химия», как учебный предмет, занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Предметная область «Искусство» представлена изучением предметов: «Музыка» и «Изобразительное искусство». Программа учебных предметов ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, музыки. Учебный предмет «Музыка» изучается в объеме 1час в неделю в 5-8 классах . Овладение основами музыкальных знаний обеспечивает формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в объеме 1час в неделю 5-7 классах. Учебный предмет «Изобразительное искусство» ориентирован на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Предмет «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. На изучение учебного предмета «Технология» выделено 2 часа в неделю в 5-7-ых классах,1 час в. неделю в 8-ых классах. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». представлена учебными предметами «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебный предмет «Физическая культура» направлен на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. В процессе освоения предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности На изучение учебного предмета «Физическая культура» выделено 2 часа в неделю. Третий час на физическую культуру в 5-9-х классах реализуется за счет часов внеурочной деятельности, с учетом интересов обучающихся, с целью повышения уровня физической подготовленности обучающихся путем внедрения Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в 5-7 классах (1 час) за счет часов внеурочной деятельности, в 8-х классах на изучение выделен 1 час из обязательной части учебного плана, в 9-х классах на изучение выделен 0,5 часа из обязательной части учебного плана. Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира. Целью изучения предмета является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При проведении учебных занятий по «Английскому языку», «Немецкому языку», «Информатике», «Технологии» осуществляется деление классов на две группы. Соответственно, часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется следующим образом: по одному часу на предметы: в 5-6 классах «Математика»; в 7 классах один час реализован на предмет «Алгебра» по запросу обучающихся и их родителей (законных представителей); в 8-9 классах один час реализован на предмет «Вероятность и статистика» по запросу обучающихся и их родителей (законных представителей); в 5-х классах один час реализован на предмет «Информатика». В 9-х классах на организацию предпрофильной подготовки используются часы внеурочной деятельности Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый обучающийся, осваивающий основную образовательную программу основного общего образования, должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Организация предпрофильной подготовки в лицее осуществляется по сетевой внутришкольной модели. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся 5-8 классов проводится в конце учебного года. В ходе промежуточной аттестации устанавливается соответствие полученных результатов обучения образовательным целям. Содержанием промежуточной аттестации являются контрольные (диагностические) работы. Возможно использование результатов муниципальных и региональных диагностических работ, ВПР по учебным предметам, а также использование дистанционных форм промежуточной аттестации (тест на платформе «ЯКласс», « Учи.ру», «Фокфорд» и др.) В 9 классах в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами. Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице. Предметы, курсы Классы Формы промежуточной аттестации 5–7-е Диктант с грамматическим заданием, изложение 8–9-е Контрольная работа, сочинение 5–6-е Задания на основе анализа текста, сочинение 7–9-е Контрольная работа, сочинение Иностранный язык (английский) 5–9-е Контрольная работа Второй иностранный язык (немецкий) 6-9 -е Тест Русский язык Литература Математика 5–6-е Контрольная работа Алгебра 7–9-е Контрольная работа Геометрия 7–9-е Контрольная работа Вероятность и статистика 7–9-е Тест Информатика 7–9-е Индивидуальный проект 5–8-е Контрольная работа 9-й Индивидуальный проект 6–7-е Тест 8–9-е Реферат География 5–9-е Контрольная работа Физика 7–9-е Контрольная работа, лабораторная работа Химия 8–9-е Контрольная работа, лабораторная работа 5–7-е Контрольная работа 8–9-е Контрольная работа, групповой проект ОДНКНР 5-й Тест Изобразительное искусство 5–7-е Разработка предметов живописи Музыка 5–8-е Тест, индивидуальный проект Технология 5–8-е Разработка изделий Физическая культура 5–9-е Сдача нормативов, тест История Обществознание Биология Решение о переводе обучающегося в следующий класс выносится на основе успешного выполнения обучающимися контрольных работ. Промежуточная оценка обучающихся 9 классов, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. Предметные области Учебные предметы Количество часов Классы в неделю V VI ФГОС -2021 VII 5 6 3 3 4 2 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Родной язык и родная литература Родной язык - - - Родная литература - - Иностранные языки Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий) Математика 3 3 3 - - - 5 - 5 - 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 - - 2 - 2 2 2 27 29 2 1 30 2 1 1 - - 1 - - - 1 29 30 32 986 1020 1088 Математика информатика Литература и Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика Общественно-научные предметы История Обществознание География Естественно-научные предметы Физика Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Основы духовнонравственной культуры народов России Музыка Технология Изобразительное искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и Математика информатика Алгебра Информатика Естественнонаучные Биология предметы Максимально допустимая недельная нагрузка Всего часов 3 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 Предметные области Учебные предметы Количество часов Классы в неделю VIII IX 2,5 2,5 1,5 2,5 Родной язык 0,5 0,5 Родная литература Иностранный язык (английский) Второй иностранный (немецкий) Математика Алгебра Геометрия Информатика История 0,5 0,5 3 3 2 2 3 2 1 3 2 1 2 1 2,5 1 2 2 2 2 2 1 3 2 2 - - - 1 - 1 0,5 2 32 2 32 1 1 1 1 33 33 1122 1122 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы язык Обществознание География Основы духовно-нравственной культуры народов России Естественнонаучные предметы Искусство Основы духовно-нравственной культуры народов России Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и информатика Вероятность и статистика Максимально допустимая недельная нагрузка Всего часов III.УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее общее образование завершает общее образование и призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Профильное обучение позволяет: - создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; - обеспечить расширенное изучение отдельных учебных предметов; - установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; - обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Учебный план среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей: - создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; - обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы среднего общего образования; - установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями; -расширение возможностей социализации обучающихся; - обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования; - удовлетворение социального заказа родителей и учащихся. Принципы обучения на уровне среднего общего образования в лицее реализуются по программам ФГОС СОО-10-11 е классы и ФОП СОО. Учебный план МБОУ лицей №7, реализующий образовательную программу среднего общего образования (далее –учебный план), обеспечивает реализацию требований ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на: -увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; -введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; -другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). Учебный план профиля обучения должны содержать не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности») и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. "Астрономия"(1 час в 11 классе на 2023.2024 уч.год на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 №506 и методических рекомендаций по введению с 2017/2018 учебного года предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Астрономия» изучается с целью формирования и расширения представлений человека о мире и вселенной, изучения достижений современной науки и техники, формирования основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел). Учебный план каждого профиля обучения содержит 2 учебных предмета на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области, а также дополнительные предметы, изучающиеся на базовом уровне. Изучение дополнительных учебных предметов должно обеспечить удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся, общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования. В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный проект является обязательным условием успешного формирования УУД и призван обеспечить возможность самостоятельного действия обучающихся, высокую степень свободы выбора элементов образовательной траектории, возможность самостоятельного принятия решения, самостоятельной постановки задачи и достижения поставленной цели. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и будет представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности. Защита индивидуального проекта осуществляется в рамках промежуточной аттестации в конце учебного года: в апреле 10 и 11 классов. Защита проекта - формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Учебный план СОО МБОУ лицей №7, по запросу обучающихся и их родителей представлен тремя профилями: технологическим, гуманитарным и универсальным (с углубленным изучением отдельных предметов). Технологический профиль. Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественнонаучные предметы». Профиль представлен для изучения на углубленном уровне следующими предметами: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика» - 8 часов; «Физика» -5 часов. Профиль представлен для изучения на углубленном уровне в 11 классе следующими предметами: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» - 6 часов; «Физика» -5 часов, «Информатика» -4 часа. Предметная область «Родной язык и родная литература» реализуется в 11-х классах за счет учебного предмета «Родной язык», в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературы в соответствии с ФГОС СОО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена курсами: информатика -1 час по запросу учащихся. Гуманитарный профиль. Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и другие. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки». Профиль представлен для изучения на углубленном уровне следующими предметами: «Обществознание» -4часа; «История» -4 часа. Профиль представлен для изучения на углубленном уровне в 11 классе следующими предметами: «Русский язык» -3часа; «История» -4 часа, «Право»-2 часа. Предметная область «Родной язык и родная литература» в 11-х классах реализуется за счет учебного предмета «Родной язык», в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературы в соответствии с ФГОС СОО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебными предметами: в 11-ом классе Математика «Алгебра и начала математического анализа» -1 час, «Информатика» -1 час (по запросу учащихся и родителей); в 10-ом классе Математика «Алгебра и начала математического анализа» -1 час; Культура речи – 1 час; Финансовая грамотность -1 час. Универсальный профиль. Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. При этом МБОУ лицей №7 самостоятельно определяет не менее 2 учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне. Он позволяет не ограничиваться базовым уровнем изучения учебных предметов, но предоставляет возможность более широкого выбора учебных предметов на углубленном уровне. Анкетирование обучающихся и их родителей выявило приоритетными для изучения на профильном уровне следующие предметы: в 10-ом классе «Информатика – 4 часа, «Обществознание» -4 часа; в 11-ом классе « Русский язык» -3 часа и «Право»- 2 часа. Предметная область «Родной язык и родная литература» в 11-ом классе реализуется за счет учебного предмета «Родной язык», в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературы в соответствии с ФГОС СОО Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебными предметами: в 10-ом классе Математика «Алгебра и начала математического анализа» -1 час, Финансовая грамотность» -1час - с целью формирования основ финансовой грамотности у обучающихся, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, а также совершенствования системы знаний в экономике и предпринимательской деятельности; в 11-ом Математика «Алгебра и начала математического анализа» -1 час, «Информатика» - 1 час, «Финансовая грамотность» -1час - с целью формирования основ финансовой грамотности у обучающихся, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, а также совершенствования системы знаний в экономике и предпринимательской деятельности. Предмет «Физическая культура» изучается в 10-11-х классах по 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет часов внеурочной деятельности, в классах универсального профиля 3 часа в неделю. При проведении учебных занятий по предметам «Английский язык», «Информатика», «Физическая культура» осуществляется деление классов на две группы Формы промежуточной аттестации: Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне среднего общего образования и проводится в конце каждого триместра и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету на основе результатов накопленных оценок. В ходе промежуточной аттестации устанавливается соответствие полученных результатов обучения образовательным целям. Содержанием промежуточной аттестации являются контрольные (диагностические) работы. Возможно использование результатов муниципальных и региональных диагностических работ, ВПР по учебным предметам. а также использование дистанционных форм промежуточной аттестации (тест на платформе «ЯКласс», « Учи.ру», «Фокфорд» и др.) В 11 классах в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Технологический профиль Предметные области Русский язык и литература Учебные предметы Обязательная часть Базовый уровень Русский язык Литература Родной язык и родная литература Родной язык Иностранные языки Естественные науки Иностранный (английский) Химия Общественные науки Количество в неделю 10 класс 2022/2023 11 класс 2023/2024 1 1 3 3 Всего 2 6 2 1 1 3 3 1 1 2 Биология 1 1 2 Астрономия 0 0 2 0 язык 6 История 4 2 Обществознание 2 2 4 География 1 1 2 Физическая Основы безопасности культура, жизнедеятельности экология и основы Физическая культура безопасности жизнедеятельност и Всего Углубленный уровень: Математика и Математи Алгебра и информатика ка начала математиче ского анализа Геометрия 2 1 1 4 2 2 18 18 36 8 4 4 2 2 4 4 4 8 Физика Естественные 5 5 науки Всего: 15 15 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 10 Информатика Индивидуальный проект 2 1 1 1 1 34(1139) 34(1139) Всего: ИТОГО: 30 2 68 Предметные области Учебные предметы Уровень Количество в неделю 10 класс 2023/2024 11 класс 2024/2025 2 2 3 3 3 3 Всего Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика информатика и Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельнос ти Русский язык Б Литература Б Иностранный язык (английский) Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Физика Б 8 4 3 4 3 1 1 1 1 5 5 2 10 6 2 Химия Б 1 1 2 Биология Б 1 2 История Б 1 2 4 2 Обществознание Б 2 2 4 География Б 1 1 2 Основы безопасности жизнедеятельности Б 1 1 Физическая культура Б 2 4 2 Индивидуальный проект Всего Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и информатика Б У 6 6 У У У 4 2 1 1 33 1 32 2 1 1 Информатика 2 Индивидуальный проект 1 1 Всего: ИТОГО: Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и нормами 65 3 68 34 34 34(1156) 34(1156) 68(2312) 68 34 34 Гуманитарный профиль. Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Базовый уровень Литература Русский язык и литература Родной язык и родная литература и Общественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Всего Углубленный уровень: Общественные науки язык 2 1 Естественные науки Русский литература Всего: 3 Родной язык и Иностранный (английский) Математика Всего 6 3 Иностранные языки Математика информатика Количество часов в неделю 10 класс 11 класс 2022/2023 2023/2024 1 язык 6 3 Алгебра и начала математическо го анализа Геометрия 3 4 2 2 2 2 4 Химия 1 1 2 Физика 2 2 4 Биология 1 1 2 Астрономия 0 1 1 Обществознание 2 2 4 География 1 1 2 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 2 2 21 22 43 4 4 2 2 8 4 6 3 9 3 9 2 Физическая культура История Право Русский язык 4 18 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Элективные курсы Математика и информатика Обществознание: теория практика Индивидуальный проект Математика Информатика и Алгебра и начала математическо го анализа 1 1 1 1 2 1 1 1 1 4 3 34(1139) 34(1139) Всего: ИТОГО: 2 2 7 68 Предметные области Учебные предметы Уровень Количество в неделю 10 класс 2023/2024 11 класс 2024/2025 2 2 3 3 3 3 Всего Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика информатика и Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельнос ти Русский язык Б Литература Б Иностранный язык (английский) Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Физика Б Химия 6 6 Б 5 2 2 3 1 1 1 1 1 2 2 2 4 Б 1 1 2 Биология Б 1 2 История У 1 4 Б Б Б Б 3 2 8 4 Обществознание У 4 4 8 География Б 1 1 2 Основы безопасности жизнедеятельности Б 1 1 Физическая культура Б 2 4 2 Индивидуальный проект Всего Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и информатика 4 Алгебра и начала математического анализа Геометрия Индивидуальный проект Культура речи Финансовая грамотность 2 1 1 31 3 30 4 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и нормами 1 1 1 1 1 1 1 34 34 34(1156) 34(1156) 2 2 Всего: ИТОГО: 61 7 68 68(2312) 68 34 34 Универсальный профиль. Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Базовый уровень Литература Русский язык и литература Родной язык и родная литература 3 Родной язык 2 1 и Естественные науки Общественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Всего Углубленный уровень: Общественные науки Русский язык и литература Всего: Иностранный (английский) Математика Всего 6 3 Иностранные языки Математика информатика Количество часов в неделю 10 класс 11 класс 2022/2023 2023/2024 1 язык 6 3 Алгебра и начала математическо го анализа Геометрия 3 4 2 2 2 2 4 Химия 1 1 2 Физика 2 2 4 Биология 1 1 2 Астрономия 0 1 1 Обществознание 2 2 4 История 2 2 4 География 1 1 2 Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Право Русский язык 2 1 1 3 3 24 25 49 2 2 4 6 3 5 3 5 10 1 1 1 2 1 1 1 2 6 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Элективные курсы Финансовая грамотность История родного края Индивидуальный проект Математика и информатика Математика Информатика Алгебра и начала математическо го анализа 2 1 1 1 1 5 4 34(1139) 34(1139) Всего: ИТОГО: 2 9 68 Предметные области Учебные предметы Уровень Количество в неделю 10 класс 2023/2024 11 класс 2024/2025 2 2 3 3 3 3 Всего Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика информатика и Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельнос ти Русский язык Б Литература Б Иностранный язык (английский) Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Физика Б У Б Химия 6 6 Б 5 2 2 3 1 1 4 1 4 2 2 8 4 Б 1 1 2 Биология Б 1 2 История Б 1 2 Б Б 3 2 4 2 Обществознание У 4 4 8 География Б 1 1 2 Основы безопасности жизнедеятельности Б 1 1 Физическая культура Б 2 4 2 Индивидуальный проект Всего Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и информатика 4 Алгебра и начала математического анализа Геометрия Индивидуальный проект Финансовая грамотность 2 1 1 32 2 31 3 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и нормами 1 1 1 2 1 1 34 34 34(1156) 34(1156) Всего: ИТОГО: 63 5 68 68(2312) 68 34 34