Рабочая программа по предмету Финансовая грамотность 10 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 г. Солнечногорска
141500, Московская область,
г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9

тел./факс 8-496-2- 64-59-58
e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru

Утверждаю
Директор МБОУ лицей №7
Г.В. Нагорная
Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАММОТНОСТИ
(базовый уровень)
10 КЛАСС

Составитель учитель
истории и обществознания
Крылов К.А.

2023 -2024 учебный год
1

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты :
•
способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
•
сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами;
•
понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
•
готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов
по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
•
готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
•
сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как
условию достижения финансового благополучия;
•
способность осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и
педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Интеллектуальные (метапредметные) результаты освоения курса:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых
проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по
финансовой грамотности.
Предметные результаты освоения курса:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит;
ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование;
договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование;
страхование жизни; страховой случай.
• владение знанием:
- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях
и ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы,
особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования
денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых
рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и
их специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них

2

Содержание учебного предмета
Раздел I. Банковские продукты. (16 часов).
Пластиковые карты. Механизм действия системы электронных расчетов. Пластиковые
карты: личные (выдаются частным лицам) и корпоративные (выдаются юридическим
лицам).
1) магнитные карты. 2) электронные многофункциональные карты: микропроцессорные:
(карты памяти (memory cards); интеллектуальные карты (smart cards);
суперинтеллектуальные карты (supersmart cards)); лазерные. Положительные и
отрицательные стороны применения пластиковых карт. Межбанковские электронные
переводы денежных средств в торговых организациях. Пользователи систем электронных
банковских услуг на дому. Система «Клиент - Банк».
Раздел II. Расчетно-кассовые операции. (5 часов).
Платежная система. Платежный оборот – процесс непрерывного движения средств
платежа во всех формах (денежные средства – наличные и безналичные, чеки,
сертификаты, векселя, платежные карточки и пр.) Денежный оборот – составная часть
платежного оборота, процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и
безналичной форме. Денежное обращение – часть денежного оборота, налично-денежный
оборот – переход денежных знаков от одних субъектов к другим. Безналичный оборот
денег в современных условиях. Безналичный оборот (расчеты). Принципы организации
безналичных расчетов. Виды счетов. Документы для открытия счета. Закрытие счета.
Раздел III. Инвестиции. (7 часов).
Понятие инвестиции. Экономическая сущность инвестиций. Значение инвестиций в
народном хозяйстве. Кругооборот инвестиций в экономике. Классификация инвестиций.
Понятие инвестиционного процесса. Структура инвестиционного процесса. Участники
инвестиционного процесса.
Раздел IV. Страхование. (6 часов).
Виды страхования в России. Субъекты страхования. Объекты страхования. Составление
договора страхования. Исключения из страхового покрытия. Виды страхования.
Страховая сумма, страховой тариф, страховая премия (ВЗНОСЫ). Срок страхования,
порядок исполнения и прекращения договора страхования. Страховые компании и их
выбор.

3

Календарно-тематическое планирование
№
№
Тема урока
урок урок
а
а по
п/п теме
Раздел1. Банковскиепродукты( 16 часов).
1
1
Управление личными
финансами и выбор
банка

2

2

3

3

4-5

4-5

Виды, формы и содержание деятельности
учащихся. Содержание воспитательного
потенциала уроков.
Характеризовать механизм взаимодействия
коммерческих банков и Центрального банка,
ключевых
банковских
операций
с
населением. Находить и анализировать
информацию о видах лицензий коммерческих
банков.
Активизируется
познавательная
деятельность
учащихся,
привлекается
внимание школьников к ценностному аспекту
учебного материала, вырабатывается личное
отношение учащихся к образованию как
ценности.

Банковские вклады

Определять
цели
сбережений,
аргументировать
их
необходимость.
Договор
банковского
Сравнивать виды банковских вкладов.
вклада.
Страхование
Определять существенные пункты договора
вкладов.
банковского
вклада,
его
значимость,
Проценты по вкладу
возможные риски размещения денежных
средств
в
иных
организациях.
Характеризовать
роль
страхования
банковских депозитов, рассчитывать размер

4

Дата поплану

01.09.
08.09.

15.09.
22.09.

29.09.

6

6

Альтернатива
банковским вкладам.
Сберегательные
сертификаты, покупка
золота, валютные
риски

вклада, чтобы он при заданной процентной
ставке
целиком
покрывался
АСВ.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников.
Определять
цели
сбережений,
аргументировать
их
необходимость.
Сравнивать виды банковских вкладов.
Определять существенные пункты договора
банковского
вклада,
его
значимость,
возможные риски размещения денежных
средств
в
иных
организациях.
Характеризовать
роль
страхования
банковских депозитов, рассчитывать размер
вклада, чтобы он при заданной процентной
ставке целиком покрывался АСВ.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Характеризовать
сберегательные
сертификаты, золото, иностранную валюту
как альтернативы банковским вкладам,
выяснить их принципиальное отличие от
вклада. Систематизировать информацию о
возможных альтернативах, указав их сильные
и слабые стороны, в форме кластера.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
5

13.10.

7

8

7

8

Финансовые
пирамиды.
Микрофинансовые
учреждения.

Сбережение личных
финансов

внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Выяснить
схему
работы
финансовой
пирамиды, возможные риски участия в них.
Определить
отличия
банка
и
микрофинансовых учреждений; рассчитывать
стоимость кредита от микро-финансовой
организации. Находить и анализировать
информацию, в том числе в Интернет,
систематизировать выводы в схеме, кластере,
сравни-тельной
таблице(
на
выбор
учащегося)
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Создавать и реализовывать самостоятельные
проекты;
проводить
самостоятельное
исследование; генерировать идеи, создавать
научно-публицистические тексты; находить
актуальную информацию в сети Интернет для
решения финансовых задач.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
6

20.10.

27.10.

9-10

11-12

13-14

9-10

11-12

13-14

Кредитные продукты
банков

Ипотечные продукты
банков.

Актуальные вопросы

Характеризовать виды кредитов, способы
поиска необходимого кредита; сравнить
условия,
предлагаемые
на
рынке.
Планирование графика погашения по кредиту
с учётом доходов. Проанализировать и
сравнить риски кредитования и длительного
накопления,
сформулировать
аргументированное мнение по проблеме, участвовать
в дискуссии.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Характеризовать ипотечные кредиты как
вариант быстрого решения жилищного
вопроса, определять его отличия от других
кредитов. Рассчитывать полную стоимость
ипотечного
кредита.
Анализировать
правовую информацию по ипотечному
кредитованию.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Рассчитывать стоимость кредита, выяснить
7

03.11.

10.11.

24.11.

01.12.
08.12.

обслуживания кредита

15-16

15-16

Кредитные продукты
банков

возможности снижения ставки по кредиту и
его рефинансирование. Характеризовать
возможные
банковские
комиссии.
Определять место поручительства и залога
при кредитовании, значимость хорошей
кредитной истории. Анализировать правовую
информацию по вопросам ответственности
заемщика и налогообложения.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Создавать
и
реализовывать
самостоятельные
проекты;
проводить
самостоятельное
исследование;
генерировать идеи, создавать научнопублицистические
тексты;
находить
актуальную информацию в сети Интернет
для решения финансовых задач.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

Раздел 2. Расчетно-кассовые операции. (5 часов).
8

15.12.

22.12.

29.12.

17

18-19

17

18-19

20

20

21

21

Банковские
платежные карты
Банковские
платежные карты как
средства платежа:
практические
аспекты.
Платежные услуги
банков
Банковские операции
через мобильный
банкинг и интернетбанкинг

Характеризовать виды банковских карт,
особенности
их
использования
как
платежных средств. Выяснить условия
получения банковских карт, риски их
использования.
Сравнивать
расчеты
наличными
и
банковскими
картами,
определять плюсы и минусы.
Характеризовать
различные
платежные
системы,
алгоритм
использования
банковских карт.
Выяснить алгоритм и условия банковских
переводов, особенности проведения операций
через банкоматы и платежные терминалы.
Выяснить особенности и возможности
использования «личный кабинет» в банке и
управления счетом через мобильныйтелефон.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

12.01
19.01.
26.01.
02.02.

09.02.

Раздел 3. Инвестиции. (7 часов).

22

22

23

23

Финансовые риски и
стратегии
инвестирования
Что такое ценные
бумаги, какими они

Выяснить особенности инвестирования как
стратегии сохранения и накопления личных
финансов.
Различать
стратегии
инвестирования
с
т.зр.
доходности.
Характеризовать отличия видов ценных
9

16.02.
02.03.

бывают

24

24

бумаг, проводить предварительные расчёты
доходности инвестиций в ценные бумаги;
определять
структуру инвестиционного
портфеля;
рассчитывать
необходимые
показатели эффективности работы на
фондовом рынке. Оценивать
необходимость осуществления операций с
ценными бумагами в зависимости от
жизненных
обстоятельств
и
общеэкономической ситуации в стране;
Граждане на рынке выбирать наиболее оптимальный вариант
инвестирования в конкретных экономических
ценных бумаг
ситуациях.
Анализировать финансовую информацию,
участвовать в дискуссии по проблемам
финансовых рисков.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников.
Зачем нужны паевые
инвестиционные
фонды

25

25

Анализировать информацию о ПИФах на
сайтах
управляющих
компаний.
ориентироваться в видах коллективных
инвестиций;
оценивать
недостатки
и
преимущества инвестирования в ПИФы,
затраты,
сопряжённые
с
данным
инвестированием.
10

09.03.

16.03.

26-27

26-27

Фондовый рынок

Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Создавать и реализовывать самостоятельные
проекты;
проводить
самостоятельное
исследование; генерировать идеи, создавать
научно-публицистические тексты; находить
актуальную информацию в сети Интернет для
решения финансовых задач.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

23.03.

30.03.

Раздел 4. Страхование. (6 часов).
28
28

29
30

29
30

Страховой рынок
России: коротко о
главном
Страхование
имущества: как
защитить
нажитое состояние
Здоровье и жизнь –

Выяснить структуру и особенностистрахового
рынка в России. Определять основных
участников страховых отношений и алгоритм
действий при наступлении страховых случаев,
понимать основные идеи страхования как
способа возмещения финансовых потерь от
неблагоприятных событий,
определять
жизненные ситуации,
11

13.04.

20.04.
27.04.

личное страхование

31

31

Если нанесён ущерб
третьим лицам

при которых страхование может дать
положительный эффект. Характеризовать
принципы
организации
страховых
отношений, функции и обязанности их
основных участников, порядок действий
страхователя при наступлении
страхового случая. Определять основания
отказа страховщиком в страховых выплатах;
необходимость страхования как способа
снижения нагрузки на семейный бюджет.
Оценивать
соответствие
условий
страхования конкретным потребностям
страхователя. различать виды страхования
имущества. Осуществлять поиск информации на сайтах страховых компаний о
предлагаемых страховых продуктах.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Понимать суть страхования гражданской
ответственности
и
его
возможности;
характеризовать организацию страхования
гражданской ответственности в России,
перечень страховых случаев по договору
страхования гражданской ответственности.
Выяснить
особенности
осуществления
12

04.05.

32

32

Доверяй, но проверяй:
несколько советов
по выбору
страховщика

страховой выплаты по договору страхования
ответственности; основания отказа в
страховых
выплатах.
Производить
примерный расчёт стоимости договора
страхования гражданской ответственности.
гражданской ответственности.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Понимать необходимость выбора надёжного
страховщика в целях сохранения семейного
бюджета.
Характеризовать
показатели
надёжности страховой компании, источники
информации
для
проведения
оценки
надёжности
страховой
компании;
обоснованность и необоснованность отказа в
страховой выплате. Определять алгоритм
действий страхователя при необоснованном
отказе в страховой выплате. Находить
информацию для проведения оценки
надёжности страховой компании. определять
надёжность
страховой
компании;
критически относиться к активной рекламе
страховых продуктов, принимать решения о
страховании на основе анализа ситуации.
Воспитательный потенциал: Повышается
13

11.05.

33

33

34

34

познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Страхование
Создавать и реализовывать самостоятельные
проекты;
проводить
самостоятельное
Итоговое обобщение
исследование; генерировать идеи, создавать
курса 10 класса
научно-публицистические тексты; находить
актуальную информацию в сети Интернет
для решения финансовых задач.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

14

18.05.

25.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».