УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Солнечногорска 141500, Московская область, г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9 тел./факс 8-496-2- 64-59-58 e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru Утверждаю Директор МБОУ лицей №7 ______________________ Г.В. Нагорная Приказ №296 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 9 КЛАСС Составители: учителя немецкого языка Никон В.В. Марченко П.А. г.Солнечногорск 2023 1 Планируемые результаты при изучении учебного предмета Личностные результаты: • освоение социальной роли обучающегося; • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; • формирование ценностей многонационального российского общества; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Регулятивные: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и • формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий 2 и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и • схемы для решения учебных и познавательных задач; • формирование стратегии смыслового чтения; Коммуникативные: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; • планирование и регуляцию своей деятельности; • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; Предметные результаты: В результате изучения немецкого языка ученик научится: -применять правила написания изученных слов; -адекватно произносить и различать на слух все звуки второго иностранного языка; -соблюдать правильное ударение в словах и фразах; -соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); 3 -правильно делить предложения на смысловые группы; распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); -распознавать и определять признаки изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); -различать системы второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков. В области говорения: - начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; - расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; - о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; - сообщать краткие сведения о своѐм городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; -описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей. Диалогическая речь - уметь вести диалог этикетного характера, диалог– расспрос, диалог побуждение к действию. Объем диалога до 4 реплик. Монологическая речь - уметь кратко высказываться о фактах и событиях, передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщение в связи с прочитанным текстом. Объем монологического высказывания – до 8 фраз. в области аудирования: - воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; -воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичныхаудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью); -воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации в области чтения: - читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приѐмов смысловой переработки текста (выборочного пере вода, языковой догадки, в 4 том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; -читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации. в области письма: -заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Социокультурный аспект -знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; -распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространѐнной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; -знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; -знакомство с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы; -понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире; -представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру; -представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков Компенсаторные умения -умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики Ученик получит возможность научиться: • описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; 5 • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации; • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности; • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. • использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением; • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № Название раз раздела дел а 1 Профессия Колво часо в Краткое содержание 6 Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Моя любимая профессия. Придаточные относительные. Роль иностранного языка в планах на будущее. Школа и образование в Германии и в России Мои любимые места. Германия страна изучаемого языка. Инфинитивные обороты с частицей zu.Уборка в квартире. Моя квартира в будущем Межличностные отношения в семье. Германия в будущем Futurum. Проблемы экологии. Межличностные отношения со сверстниками. Поговорим о будущем 2 Место проживания 6 3 Будущее 6 6 4 Еда. Продукты 6 5 Поправляйтес ь скорее 6 6 Политика и я 6 7 Планета Земля 6 8 Красота 6 9 Получаем удовольствие 6 10 Техника 6 11 СтранаГраницаЗеленая дорога 6 12 Повторение 2 Здоровый образ жизни. Превосходная степень прилагательных Режим труда и отдыха. Спорт и питание. Заказ в кафе В здоровом теле – здоровый дух.Болезни и их симптомы. Придаточные предложения цели. На приеме у врача. Таблетки, капли или травы Народная медицина Географическое и политическое положение России и Германии. Столицы и крупные города. Оборот um … zu + Infinitiv Культурные особенности стран. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру Избирательные права молодежи Природа и мы. Проблемы экологии. Сортировка мусора - важно ли сегодня?! Изменения климата. Новейшие технологии в охране окружающей среды. Косвенные вопросы Красота спасет мир. Внешность человека Склонение прилагательных. Черты характера. Конкурс красоты. Экстремальные виды спорта. Питание и спорт. Косвенный вопрос с частицей ли. Мой досуг. Увлечения молодежи сегодня Изучаемые предметы. Prasens Passiv, Perfekt Passiv/История роботов. Техника в нашей жизни.Компьютер и дети. Этапы истории Германии. Согласование времен. Национальные праздники и знаменательные даты двух стран. Выдающиеся люди, знаменитые политики. Двусторонние отношения Исторические события Германии и России. Итого: 68 часов 7 Календарно-тематическое планирование (2 часа в неделю, всего 68 часов) № ур. № ур. по п/п теме 1 1 Тема урока Профессии Профессия. Введение новой лексики. 2 2 Развитие умения чтения 3 3 4 4 5 5 Придаточные определительные Особенные профессии. Заполняем анкету Относительные местоимения в Nominativ и Dativ. 6 6 Проверочная работа. Виды, формы и содержание деятельности учащихся. Содержание воспитательного потенциала уроков. Ведут диалог. Читают страноведческие тексты о профессиях с пониманием основного содержания. Диалограсспрос (интервью) о профессиях. Описывают картинки, используя предлоги, управляющие дательным и винительным падежами. Развивают навык говорения: называть профессии, расспрашивать об этом собеседника. Устно и письменно описывают профессию своих родителей. Развивают внимание и память, общекультурные умения ведения беседы. Дают указания в ед. и множ. числе и вежливой форме. Систематизируют знания. Развивают умения применения 8 Дата по плану 9 А,Б,В,Г 4.09-8.09 4.09-8.09 11.09-15.09 11.09-15.09 18.09-22.09 18.09-22.09 Дата по факту 9А 9Б 9В 9Г Жилье Дом. Моё любимое место. Относительные местоимения wo, was, wie. 7 1 8 2 9 3 Infinitiv с частицей zu. 10 4 11 5 Где бы ты охотно жил? Описание жилья. Развитие умения аудирования. Поиск жилья в Гамбурге. 12 6 Проверочная работа. полученных знаний. Учатся реализовывать полученные умения на практике, систематизировать и обобщать. Воспитание вежливости . Воспитание познавательной активности, чувства взаимопомощи при работе в парах Говорят, где живут, называют адрес проживания. Описывают свой дом, комнату. Развивают внимание и память при запоминании новых лексических единиц. Составляют письменное высказывание на тему «Уборка в комнате». Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельностии. Развивают логическое мышление, умение речевого взаимодействия. Высказывают о доме или квартире своей мечты с опорой на речевой образец, применяют относительные предложения с союзами was, wo, wie. Анализируют и систематизируют языковые явления. Развивают память и внимание, навыки учебного труда. 9 25.09-29.09 25.09-29.09 2.10-6.10 2.10-6.10 16.10-20.10 16.10-20.10 Будущее Прогнозы на будущее. Введение новой лексики. Развитие грамматического навыка. Werden+Infinitiv Развитие изучающего чтения. Город будущего 13 1 14 2 15 3 16 4 Контроль чтения. 17 5 Развитие навыка аудирования. 18 6 Проверочная работа. Воспитывается уважение, привлекается внимание школьников к правилам этикета общения. Повышается познавательная мотивация. Формируется умение работы в паре, умение отбирать и использовать речевые ср-ва. Воспитание культуры общения средствами иностр. языка в ситуации ведения беседы по теме. Знакомятся с новой лексикой. Развивают память, внимание при запоминании новых лексических единиц. Составляют прогнозы на будущее, используя будущее время, временные формы в Passiv. Читают тексты с выборочным пониманием информации. Учатся письм. речи с употреблением новой лексики, развивают логическое мышление. Воспитание культуры общения средствами иностр. языка в ситуации монологич. высказывания. Адекватное использование речевых ср-в для решения различных коммуникат. задач, умение задавать вопросы, 10 23.10-27.10 23.10-27.10 30.10-3.11 30.10-3.11 6.11-10.11 6.11-10.11 19 1 20 2 21 3 22 4 23 5 24 Еда Еда. Введение новой лексики. Еда в превосходной степени. Страноведение. Традиции русской кухни. В кафе. Развитие умения диалогической речи. Cтресс в кафе. Развитие умения аудирования. Развитие умения аудирования. 6 Развитие умения изучающего чтения. необходимые для сотрудничества с партнером. Поддерживается интерес к учению, воспитывается культура общения, потребность в практическом использовании языка. Говорят, что едят на завтрак, обед и ужин Знакомятся с новой лексикой. Развивают память, внимание при запоминании новых лексических единиц. Читают, находят нужную информацию в тексте, учатся заказывать еду, выражать жалобу. Местоименные наречия da(r)+предлоги. Учатся рассказывать о посещении кафе, употребляют в речи существительные во множественном числе и местоимения в винительном падеже. Осуществляют контроль и самоконтроль полученных знаний. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации монологического высказывания 11 13.11-17.11 13.11-17.11 27.11-1.12 27.11-1.12 4.12-8.12 4.12-8.12 25 1 26 2 27 3 28 4 29 5 30 6 Поправляйтесь скорее Здоровье. Введение новой лексики. Возвратные местоимения в Dativ. На приёме у врача. Развитие умения диалогической речи. Развитие грамматического навыка. Придаточные цели. Развитие умения поискового чтения. Повторение 31 1 Политика и я Политика и я. Введение новой лексики. Тренируют употребление новой лексики, высказывают о проблемах со здоровьем, используя возвратные местоимения в дательном падеже, участвуют в диалоге-побуждение к действию «У врача», читают тексты о лекарствах с пониманием основного содержания. 11.12-15.12 11.12-15.12 18.12-22.12 18.12-22.12 Развивают память и быстроту 25.12-29.12 речевой реакции, умение речевого взаимодействия. Выявляют уровень сформированности коммуникативной, языковой и речевой компетенции по пройденной теме. Воспитывается понимание и 25.12-29.12 уважение к ценностям семьи, к своему дому. Соблюдение речевого этикета, культура общения. Тренируются в употреблении 8.01-12.01 новой лексики по теме . Распознавют речь со слуха, 12 32 2 33 3 34 4 35 5 36 6 37 1 38 2 39 3 Развитие грамматического знакомятся с новой страноведческой информацией. навыка. Инфинитивный оборот um…zu, Praeteritum. Аудирование текстов о праве на выборы с пониманием основного Развитие умения письма. содержания. Инфинитивный Страноведение. оборот um….zu, Praeteritum. Политическая система в Составляют письменное России высказывание о политическом устройстве немецкоязычных стран. Проект. Политическая Читают страноведческие тексты с система в Германии, пониманием основного Австрии, Швейцарии. содержания. Применяют свои языковые умения в новой речевой ситуации, учатся систематизировать и обобщать приобретённые знания на основе Повторение материала. Поддерживается интерес к другим странам, воспитывается любознательность Планета Земля Знакомятся с новой лексикой, Планета Земля. Введение читают тексты об изменении климата с пониманием основного новой лексики. содержания. Обмениваются Мое отношение к репликами о проблемах экологии. проблемам экологии. Предлог wegen+Genitiv. Ведут Анкета диалог-расспрос в ситуации Предлоги с родительным «Интервью», учатся собирать информацию, систематизировать и падежом. 13 8.01-12.01 15.01-19.01 15.01-19.01 22.01-26.01 22.01-26.01 29.01-2.02 29.01-2.02 5.02-9.02 40 4 41 5 42 6 Развитие умения изучающего чтения. Развитие умения аудирования. Страноведение. Культурная жизнь Москвы 43 44 1 Красота Красота. Введение новой лексики. 2 Внешность. Развитие грамматического навыка. 45 3 Красота и успех. Развитие умения чтения. делать выводы на её основе, развивать умение речевого взаимодействия. Выражают собственное суждение, аргументируют, понимают прочитанный текст и беседуют по его содержанию. Умение сотрудничать, формулировать собственное мнение, соблюдать речевой этикет. Повторяют и углубляют лексический и грамматический материал. Читают газетные заметки о красоте, фитнесе, конкурсе красоты с пониманием основного содержания. Склонение прилагательных. Аудирование текстов по теме “Внешность”, “Покупка одежды” с полным пониманием содержания. Диалогобмен репликами по теме: “Внешность, характер, одежда”. Указательные местоимения derselbe, dieselbe, dasselbe. Сравни-вают разные точки зрения. Используют адекватные языковые средства для выражения своих чувств, мыслей. Повторяют изученный лексич. и грамматич. материал. 14 5.02-9.02 12.02-16.02 12.02-16.02 26.02-1.03 26.02-1.03 4.03-8.03 46 4 Покупаем одежду. Развитие умения диалогической речи. Развитие умения монологической речи. 47 5 48 6 Контроль аудирования. 49 1 50 2 51 3 Получаем удовольствие Здоровый образ жизни. Введение новой лексики. Экстремальные виды спорта Формирование грамматического навыка. Konjunktiv. Развитие умения аудирования. 52 4 53 5 54 6 Развитие умения письма. Лексико-грамматический тест 55 1 Техника Роботы в нашей жизни. Введение новой лексики. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки. Воспитание культуры общения учащихся, чувства прекрасного 4.03-8.03 11.03-15.03 11.03-15.03 Знакомятся с новой лексикой по теме. Рассказывают об экстремальных видах спорта. Косвенный вопрос без вопросительного слова с союзом ob. Читают тексты об экстремальных видах спорта с пониманием основного содержания. Диалограсспрос(интервью) по теме “Любимый вид спорта”. Выражают собственное суждение, аргументируют, понимают прочитанный текст и беседуют по его содержанию. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации монологического высказывания Повторяют и углубляют лексический и 18.03-22.03 18.03-22.03 25.03-29.03 25.03-29.03 1.04-5.04 1.04-5.04 15.04-19.04 15 56 57 58 2 3 4 59 5 60 6 Совершенствование грамматического навыка. Passiv. Развитие умения изучающего чтения. Школа нового типа. Формирование грамматического навыка. Lassen+Akk.+Inf. Развитие навыка письма. Один день без техники. Повторение 61 1 62 2 Страна-Граница-Зеленая дорога Из истории Германии. Введение новой лексики. Исторические даты. Повторение числительных. грамматический материал. Читают текст об истории роботов с пониманием основного содержания. Презенс и Претеритум Пассив. Составляют письма в редакцию. Обмениваются репликами по теме “Техника”. Cложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem). Применяют свои языковые умения в новой речевой ситуации, учатся систематизировать и обобщать приобретённые знания на основе материала. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка, соблюдения речевого этикета. 15.04-19.04 22.04-26.04 22.04-26.04 29.04-3.05 29.04-3.05 Знакомятся с новой лексикой. Читают исторические 6.05-10.05 страноведческие тексты с пониманием основного 6.05-10.05 содержания. 16 63 3 64 4 65 5 66 6 Формирование грамматического навыка. Plusquamperfekt. Страноведение. Пётр I – царь и реформатор. Развитие умения аудирования. Повторение 67 1 68 2 Повторение Повторение лексикограмматического материала Повторение лексикограмматического материала Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён. Участвуют в диалогерасспросе об исторических событиях. Согласование времен, союз nachdem. Развивают память, внимание при запоминании новых лексических единиц. Развивают логическое мышление, умение речевого взаимодействия. Поддерживается интерес к учению, воспитывается культура общения, потребность в практическом использовании языка. 13.05-17.05 13.05-17.05 20.05-24.05 20.05-24.05 Повторяют изученный лексический и грамматический 27.05-31.05 материал. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно написанные слова и исправляют ошибки. Анализируют, сравнивают, группируют, устанавливают 27.05-31.05 причинно-следственные связи. Воспитание трудолюбия, упорства, усердия, настойчивости. 17