МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Солнечногорска СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО _________Анцифрова С.Н Протокол №1 от "30" 08 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ___________Нагорная Г.В. Приказ № от "31" 08 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ I D КЛАСС Составители: Панфилкина С.А. Махиня Н.П. Папкова О.В. Дёмина А.В. Прохорова Т.В. 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», в 4 классе – 68 часов (2 раза в неделю) ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программ начального общего образования по «Окружающему миру» отражают специфику содержания предметной области, ориентированную на применение знаний, умений предметных и обучающих навыков в различных ситуациях и жизненных условиях и охвате по годам обучения. проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Н а и м е н о в а н и е р а з д е л о Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Э ле к тр о н н ы е (ц и ф ро в ы е) об ра зо в и т е м п р о г р а м м ы Раздел 1. Человек и общество П р е з и д е н т Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и – г л а в а г о ва те л ь н ы е ре су рс ы Б иб л и о т е к а Ц О К с у д а р с т в а . П о л и т и к о а д м и н и с т р а т и в н а я к а р т а Р о с с и и К о н с т и Б иб л и о т е к а т у ц и я – О с н о в н о й з а к о н Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и . П р а в а и о б я з а н н о с т и г р а ж д а н и н а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а Б иб л и о т е к а Ц О К р о д н о г о к р а я , в а ж н е й ш и е д о с т о п р и м е ч а т е л ь н о с т и , з н а м е н и т ы е с о о т е ч е с т в е н н и к и . Т е с т Г л а в н ы й г о р о д р о д н о г о к р а я : д о с т о п Б иб л и о т е к а Ц О К р и м е ч а т е л ь н о с т и , и с т о р и я и х а р а к т е р и с т и к а о т д е л ь н ы х и с т о р и ч е с к и х с о б ы т и й , с в я з а н н ы х с н и м Г о р о д а Р о с с и и . С в я т ы н и г о р о Б иб л и о т е к а Ц О К д о в Р о с с и и . Т е с т П р а з д н и к в ж и з н и о б щ е с т в а к а к с р е д с т в о у к р е п Б иб л и о т е к а Ц О К л е н и я о б щ е с т в е н н о й с о л и д а р н о с т и и у п р о ч е н и я д у х о в н ы х с в я з е й м е ж д у с о о т е ч е с т в е н н и к а м и Н о в ы й г о д , Д е н ь з а щ и т н и к а О т е ч е с Б иб л и о т е к а Ц О К т в а , М е ж д у н а р о д н ы й ж е н с к и й д е н ь , Д е н ь в е с н ы и т р у д а , Д е н ь П о б е д ы , Д е н ь Р о с с и и , Д е н ь н а р о д н о г о е д и н с т в а , Д е н ь К о н с т и т у ц и и П р а з д н и к и и п а м я т н ы е д а т ы с в о е г о р е г и о н а . У в а ж е н и е к к у л ь т у р Б иб л и о т е к а Ц О К е , и с т о р и и , т р а д и ц и я м с в о е г о н а р о д а и д р у г и х н а р о д о в , г о с у д а р с т в е н н ы м с и м в о л а м Р о с с и и . Т е с т И с т о р и я О т е ч е с т в а . « Л е н т а в Б иб л и о т е к а Ц О К р е м е н и » и и с т о р и ч е с к а я к а р т а Н а и б о л е е в а ж н ы е и я р к и е с о б ы т и я Б иб л и о т е к а Ц О К о б щ е с т в е н н о й и к у л ь т у р н о й ж и з н и с т р а н ы в р а з н ы е и с т о р и ч е с к и е п е р и о д ы : Г о с у д а р с т в о Р у с ь Н а и б о л е е в а ж н ы е и я р к и е с о б ы т и я о Б иб л и о т е к а Ц О К б щ е с т в е н н о й и к у л ь т у р н о й ж и з н и с т р а н ы в р а з н ы е и с т о р и ч е с к и е п е р и о д ы : М о с к о в с к о е г о с у д а р с т в о Н а и б о л е е в а ж н ы е и я р к и е с о б Б иб л и о т е к а Ц О К ы т и я о б щ е с т в е н н о й и к у л ь т у р н о й ж и з н и с т р а н ы в р а з н ы е и с т о р и ч е с к и е п е р и о д ы : Р о с с и й с к а я и м п е р и я Н а и б о л е е в а ж н ы е и я р к и е с о Б иб л и о т е к а Ц О К б ы т и я о б щ е с т в е н н о й и к у л ь т у р н о й ж и з н и с т р а н ы в р а з н ы е и с т о р и ч е с к и е п е р и о д ы : С С С Р Н а и б о л е е в а ж н ы е и я р к и е с о б ы т и я о б щ е с т в Б иб л и о т е к а Ц О К е н н о й и к у л ь т у р н о й ж и з н и с т р а н ы в р а з н ы е и с т о р и ч е с к и е п е р и о д ы : Р о с с и й с к а я Ф е д е р а ц и я . Т е с т В ы д а ю щ и е с я л ю д и р а з н ы х э п о х к а Б иб л и о т е к а Ц О К к н о с и т е л и б а з о в ы х н а ц и о н а л ь н ы х ц е н н о с т е й К а р т и н ы б ы т а , т р у Б иб л и о т е к а Ц О К д а , д у х о в н о н р а в с т в е н н ы е и к у л ь т у р н ы е т р а д и ц и и л ю д е й в р а з н ы е и с т о р и ч е с к и е в р е м е н а Н а и б о л е е з н а ч и м ы е о б ъ е к т ы с п и с к а В с Б иб л и о т е к а Ц О К е м и р н о г о к у л ь т у р н о г о н а с л е д и я в Р о с с и и и з а р у б е ж о м . О х р а н а п а м я т н и к о в и с т о р и и и к у л ь т у р ы . П о с и л ь н о е у ч а с т и е в о х р а н е п а м я т н и к о в и с т о р и и и к у л ь т у р ы с в о е г о к р а я Л и ч н а я о т в е т с т в е н н о с Б иб л и о т е к а Ц О К т ь к а ж д о г о ч е л о в е к а з а с о х р а н н о с т ь и с т о р и к о к у л ь т у р н о г о н а с л е д и я с в о е г о к р а я П р а в и л а н р а в с т в е н н о г о п о в е д е н и я в с о ц и у м Б иб л и о т е к а Ц О К е , о т н о ш е н и я к л ю д я м , н е з а в и с и м о о т н а ц и о н а л ь н о с т и , с о ц и а л ь н о г о с т а т у с а , р е л и г Итого по разделу и Раздел 2. Человек и природа о М з е н т о о й д ы п п р о и з н н а а д н л и е я ж о н к о р с у т ж и а ю щ е й п р и р о д ы : н а Б иб л и о т е к а Ц О К б л ю д е н и я , с р а в н е н и я , и з м е р е н и я , о п ы т ы п о и с с л е д о в а н и ю п р и р о д н ы х о б ъ е к т о в и я в л е н и й С о л н е ч н а я с и с т е м а . С о л н ц е – б л и ж а й ш Б иб л и о т е к а Ц О К а я к н а м з в е з д а , и с т о ч н и к с в е т а и т е п л а д л я в с е г о ж и в о г о н а З е м л е Х а р а к т е р и с т и к а п л а н е т С о л н е ч н о й с и с т е м ы . Е с т е с т в е н н ы е с Б иб л и о т е к а Ц О К п у т н и к и п л а н е т С м е н а д н я и н о ч и н а З е м л е . В р а щ е н и е З е м л и к а к п р Б иб л и о т е к а Ц О К и ч и н а с м е н ы д н я и н о ч и О б р а щ е н и е З е м л и в о к р у г С о л н ц а и с м е н а в р Б иб л и о т е к а Ц О К е м ё н г о д а Ф о р м ы з е м н о й п о в е р х н о с т и : р а в н и н ы , г о р ы , х о л м ы , о в Б иб л и о т е к а Ц О К р а г и ( о б щ е е п р е д с т а в л е н и е , у с л о в н о е о б о з н а ч е н и е р а в н и н и г о р н а к а р т е ) . Р а в н и н ы и г о р ы Р о с с и и О с о б е н н о с т и п о в е р х н о с т и р о Б иб л и о т е к а Ц О К д н о г о к р а я ( р е г и о н а ) – х а р а к т е р и с т и к а н а о с н о в е н а б л ю д е н и й В о д о ё м ы , и х р а з н о о б р а з и е ( о к е а н , м о р е , о з е р о , п р у д , б о л о т о ) Б иб л и о т е к а Ц О К ; р е к а к а к в о д н ы й п о т о к ; и с п о л ь з о в а н и е р е к и в о д о ё м о в ч е л о в е к о м К р у п н е й ш и е р е к и и о з ё р а Р о с с и и , м о р я , о м ы в а ю щ и е е ё б е р е г а , Б иб л и о т е к а Ц О К о к е а н ы В о д о ё м ы и р е к и р о д н о г о к р а я ( н а з в а н и я , к р а т к а я х а р а к т Б иб л и о т е к а Ц О К е р и с т и к а н а о с н о в е н а б л ю д е н и й П р и р о д н ы е з о н ы Р о с с и и : о б щ е е Б иб л и о т е к а Ц О К п р е д с т а в л е н и е , о с н о в н ы е п р и р о д н ы е з о н ы ( к л и м а т , р а с т и т е л ь н ы й и ж и в о т н ы й м и р , о с о б е н н о с т и т р у д а и б ы т а л ю д е й , в л и я н и е ч е л о в е к а н а п р и р о д у и з у ч а е м ы х з о н , о х р а н а п р и р о д ы ) . С в я з и в п р и р о д н ы х з о н а х Н а и б о л е е з н а ч и м ы е п р и р о д н ы е о б ъ е к т ы с п и с к а В с е Б иб л и о т е к а Ц О К м и р н о г о н а с л е д и я в Р о с с и и и з а р у б е ж о м о б ъ е к т а Н е к о т о р ы Б иб л и о т е к а е д о с т у п н ы е д л я п о н и м а н и я э к о л о г и ч е с к и е п р о б л е м ы в з а и м о д е й с т в и я ч е л о в е к а и п р и р о д ы О х р а н а п р и р о д н ы х б о г а т с т в : в о д ы , в о Б иб л и о т е к а Ц О К з д у х а , п о л е з н ы х и с к о п а е м ы х , р а с т и т е л ь н о г о и ж и в о т н о г о м и р а П р а в и л а н р а в с т в е н н о г о п о в е д е н и я в п р и р о д е . М е ж д у н а р о д н а я К Б иб л и о т е к а Ц О К р а с н а я к н и г а ( о т д е л ь н ы е п р и м е р ы Итого по разделу Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности З д о р о в ы й о б р а з ж и з н и : п р Б иб л и о т е к а Ц О К о ф и л а к т и к а в р е д н ы х п р и в ы ч е к Б е з о п а с н о с т ь в г о р о д е ( п л а н и р о Б иб л и о т е к а Ц О К в а н и е м а р ш р у т о в с у ч ё т о м т р а н с п о р т н о й и н ф р а с т р у к т у р ы г о р о д а ; п р а в и л а б е з о п а с н о г о п о в е д е н и я в о б щ е с т в е н н ы х м е с т а х , з о н а х о т д ы х а , у ч р е ж д е н и я х к у л ь т у р ы П р а в и л а б е з о п а с н о г о п о в е д Б иб л и о т е к а Ц О К е н и я в е л о с и п е д и с т а с у ч ё т о м д о р о ж н ы х з н а к о в и р а з м е т к и , с и г н а л о в и с р е д с т в з а щ и т ы в е л о с и п е д и с т а , п р а в и л а и с п о л ь з о в а н и я с а м о к а т а и д р у г и х с р е д с т в и н д и в и д у а л ь н о й м о б и л ь н о с т и Б е з о п Б иб л и о т е к а с н о с т ь в и н ф о р м а ц и о н н о т е л е к о м м у н и к а ц и о н н о й с е т и « И н т е р н е т » ( п о и с к д о с т о в е р н о й и н ф о р м а ц и и , о п о з н а в а н и е г о с у д а р с т в е н н ы х о б р а з о в а т е л ь н ы х р е с у р с о в и д е т с к и х р а з в л е к а т е л ь н ы х п о р т а л о в ) в у с л о в и я х к о н т р о л и р у е м о г о д о с т у п а в и н ф о р м а ц и о н н о т е л е к о м м у н и к а ц и о н н у ю с е т ь « И н т е р н е т . Т е с т Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Т е м а у р Всего о к а Г о с у д а р с Контрольные работы Практические работы Дата изучения Э л е к т р о н н ы е ц и ф р о в ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы Б и б hл tи tо pт sе :к /а Ц О К т в е н н о е у с т р о й с т в о Р Ф ( о б щ е е п р е д с т а в л е н и е ) . К о н с т и т у ц и я Р / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t Ф П р е з и д е н т Р Ф . П о л и т и к о а д м и н и с т р а т и в н а я к а р т а Р о с с и и e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e П р а в а и о б я з а н н о с т и г р а ж д а н и н а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o . П р а в а р е б е н к а / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / М а л а я Р о д и н а г р а ж д а н и н а Р о с с и и Д о с h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s т о п р и м е ч а т е л ь н о с т и р о д н о г о к р а я : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / Р о д н о й к р а й . З н а м е h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m h t t p s : / / l e s s o n . e d u . н и т ы е л ю д и р о д н о г о к р а я . Т е с т r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Н а ш а Б и б л и о т е к м а л а я Р о д и н а : г л а в н ы й г о р о д h t t p s : / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / Г о р о д а Р о с с и и . Д р е в н и е г о р о д а Р о с с и и . С т р а н и ц / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r ы и с т о р и и u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / Г о р о д а Р о с с и и . Г о р о д а г е р о и h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o . С т р а н и ц ы и с т о р и и . Т е с т n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / П р а з д н и к в ж h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m h t t p s : / / l e s s и з н и о б щ е с т в а и ч е л о в е к а o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c Г о с у д а р с т в е н н ы е п р а з д н и к и Р о с с и и o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h П р а з д н и к и и п а м я т н ы е д а т ы с в о е г о р е г и о н а t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m h t t p s : / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e . Т е с т x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m И с т о р и ч е с к о е в р е м я . Ч т о т а Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e к о е « л е н т а в р е м е н и s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Г о с у д а р с Б и б hл tи tо pт sе :к а Ц О К т в о Р у с ь . С т р а н и ц ы о б щ е с т в е н н о й и к у л ь т у р н о й ж и з н и / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Г о с у д а р с т в о Р у с ь . Ч е л о в е к з а щ и т н и к с в о е г о О т е ч е с т Б и б л и о т е к а Ц О К в а М о с к о в с к о е г о с у д а р с т в о . С т р а н и ц ы о б щ е с т в е н н о й и к у л ь т у р Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p н о й ж и з н и в М о с к о в с к о м г о с у д а р с т в е s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h О б р а з о в а н и е и к у л ь т у р а в М о с к о в с к о м г о с у t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a д а р с т в е n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m С т р а н и ц ы и с т о р и и Р о с с и Б и б л и о т е к а Ц О К й с к о й и м п е р и и . П ё т р С т р а н и ц ы Р о с с и й с к о й и м п е р и и . П р е о б р а з Б и б л и о т е к а Ц О К о в а н и я в к у л ь т у р е , н а у к е , б ы т у О б р а з о в а н и е в Р о с с и й с к о й и м п е Б и б л и о т е к а Ц О К р и и Р а з в и т и е к у л ь т у р ы в Р о с с и й с к о й и м п е р и и Р о с с и й с к а я и м п е р Б и б л и о т е к а Ц О К и я : р а з в и т и е к у л ь т у р ы X V I I I в е к а ( а р х и т е к т у р а , ж и в о п и с ь , т е а т р « З о л о т о й в е к » р у с с к о й к у л ь т у р ы . В е л и к и е п о э т ы и п и с а т е л h t t p s : / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s и , к о м п о з и т о р ы и х у д о ж н и к и X I X в е к а : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t П е р в а я О т е ч е с т в е н н а я в о й н а : 1 8 1 2 г о д . З а щ t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n и т а Р о д и н ы о т ф р а н ц у з с к и х з а в о е в а т е л е й d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m С т р а н и ц ы и с т о р и и Р о с с и и Б и б л и о т е к а Ц О К Х Х в е к а В е л и к а я О т е ч е с т в е н н а я в о й н а 1 9 4 1 1 9 4 5 г г : к а к в с е н а ч Б и б л и о т е к а Ц О К и н а л о с ь … В е л и к а я О т е ч е с т в е н н а я в о й н а 1 9 4 1 1 9 4 5 г г : г л а в н ы е Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d с р а ж е н и я e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m В с е д л я ф р о н т а – в с е д л я п о б е д ы В з я т Б и б л и о т е к а Ц О К h t t p s и е Б е р л и н а . П а р а д П о б е д ы : / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i М ы ж и в ё м в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / Ч е л о в е к т в о р е ц к у л ь т у р н ы х ц е н н о h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t с т е й p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Т р у д и б ы т л ю д е й в Б и б л и о т е к а Ц О К р а з н ы е и с т о р и ч е с к и е в р е м е н а В с е м и р н о е к у л ь т у р н о е н а с л е д и е Б и б л и о т е к а Ц О К Р о с с и и В с е м и р н о е к у л ь т у р н о е н а с л е д и е О х р а н а и с т о р и к о к у л ь Б и б л и о т е к а Ц О К Б и б л и о т е к а Ц О К т у р н о г о н а с л е д и я В з а и м о о т н о ш е н и я л ю д е й в о б щ е с т в е д о б р о т а Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d и г у м а н и з м , с п р а в е д л и в о с т ь и у в а ж е н и е e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Р е з е р в н ы й у р о к . Л е т о п и с и Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l и л е т о п и с ц ы . Р о л ь м о н а с т ы р е й в р а з в и т и и о б р а з о в а н и я н а р о д а e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Р е з е р в н Б и б hл tи tо pт sе к а Ц О ы й у р о к . К у л ь т у р а М о с к о в с к о г о г о с у д а р с т в а . Т в о р ч е с т в о с к о м : / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u о р о х о в и г у с л я р о в , п е р в ы е « п о т е ш н ы е х о р о м ы » , п е р в ы й т е а т р / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Р е з е р в н ы й у р о к . П р о в е р о ч н а я р а б о т а п о т е м е " И с т о р и Б и б л и о т е к а Ц О К я О т е ч е с т в а К а к ч е л о в е к и з у ч а е т о к р у ж а ю щ у ю п р и р о д у С о л н ц е Б и б л и о т е к а Ц О К Б и б л и о т е к а з в е з д а П л а н е т ы С о л н е ч н о й с и с т е м ы Л у н а – с п у т н и к З е м л и С м е н а Б и б л и о т е к а Ц О К Б и б hл tи tо т е к а д н я и н о ч и н а З е м л е к а к р е з у л ь т а т в р а щ е н и я п л а н е т ы в о к р у г с в о е p s : / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . й о с и ( п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы с м о д е л я м и и с х е м а м и r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m О б р а щ е н и е З е м л и в о к р у г С о л н ц а к а к п р и ч и н а с м е н ы с е Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v з о н о в ( п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы с м о д е л я м и и с х е м а м и ) . О б щ а я х а р а i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u к т е р и с т и к а в р е м е н г о д а Р а в н и н ы Р о с с и и : В о с т о ч н о Е в р о п r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / е й с к а я , З а п а д н о С и б и р с к а я ( н а з в а н и е , о б щ а я х а р а к т е р и с т и к h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d а , н а х о ж д е н и е н а к а р т е u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Г о р н ы е с и с т е м Б и б л и о т е к а Ц О К ы Р о с с и и : У р а л , К а в к а з , А л т а й ( к р а т к а я х а р а к т е р и с т и к а , г л а в н ы е в е р ш и н ы , м е с т о н а х о ж д е н и я н а к а р т е Ф о р м ы з е м н о й п о в е р х н Б и б л и о т е к а Ц О К о с т и ( н а п р и м е р е р о д н о г о к р а я В о д о е м ы З е м л и , и х р а з н о о б р а з и Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o е . Е с т е с т в е н н ы е в о д о е м ы : о к е а н , м о р е , о з е р о , б о л о т о . П р и м е р n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . ы в о д о е м о в в Р о с с и и И с к у с с т в е н e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ О К н ы е в о д о е м ы : в о д о х р а н и л и щ а , п р у д ы ( о б щ а я х а р а к т е р и с т и к а e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Р е к а к а к в о д н ы й п о т о к К р у п н е й ш и е р е к и Р о с с и и : н а з в а н и е , Б и б л и о т е к а Ц О Б К и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p н а х о ж д е н и е н а к а р т е s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m В о д о е м ы и р е к и р о д Б и б л и о т е к а Ц О К н о г о к р а я И с п о л ь з о в а н и е р е к и в о д о е м о в ч е л о в е к о м ( х о з я й с т в е Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d н н а я д е я т е л ь н о с т ь , о т д ы х ) . О х р а н а р е к и в о д о е м о в e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Х а р а к т е р и с т и к а п р и р о д н ы х з о н Р о с Б и б л и о т е к а Ц О К с и и : а р к т и ч е с к а я п у с т ы н я . С в я з и в п р и р о д н о й з о н е Х а р а к т е р и с Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ О К т и к а п р и р о д н ы х з о н Р о с с и и : т у н д р а . С в я з и в п р и р о д н о й з о н е e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Х а р а к т е р и с т и к а п р и р о д н ы х з о н Р о с с и и : т а й г а . С в я з и в п р и Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h р о д н о й з о н е t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Х а р а к т е р и с т и к а п р и р о д н ы х з о н Р о с с и и : Б и б л и о т е к а Ц О К с м е ш а н н ы й л е с . С в я з и в п р и р о д н о й з о н е Х а р а к т е р и с т и к а п р и р о д Б и б л и о т е к а Ц О К н ы х з о н Р о с с и и : с т е п ь и п о л у п у с т ы н я . С в я з и в п р и р о д н о й з о н е П р Б и и р о д н ы е и к у л ь т у р н ы е о б ъ е к т ы В с е м и р н о г о н а с л е д и я в Р о с с и и б л и hо tт tе pк sа : /Ц /О lК e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m П р и р о д н ы е и к у л ь т у р н ы е о б ъ е к т ы В с е м и р н о г о н Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e а с л е д и я з а р у б е ж о м x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Э к о л о г и ч е с к и е п р о б л е м ы в з Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e а и м о д е й с т в и я ч е л о в е к а и п р и р о д ы s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m З а щ и т а и о Б и б hл tи tо pт sе :к а Ц О К х р а н а п р и р о д н ы х б о г а т с т в ( в о з д у х а , в о д ы , п о л е з н ы х и с к о п а е м / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / ы х , ф л о р ы и ф а у н ы t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m З н а к о м с т в о с М е ж д у н а р о д н о й К р а с н о й к н и г о й Р е з е р в н ы Б и б л и о т е к а Ц О К Б и б hл tи tо pт sе :к /а Ц О К й у р о к . П р о в е р о ч н а я р а б о т а п о т е м е " Ф о р м ы з е м н о й п о в е р х н о с т и / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t и в о д о ё м ы e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Р е з е р в н ы й у р о к . П р о в е р о ч н а я р а б о т а п о т е м е " П р и р о д н ы Б и б л и о т е к а Ц О К е з о н ы О в р е д н ы х д л я з д о р о в ь я п р и в ы ч к а х П л а н и р о в а н и е м а р ш р у Б и б л и о т е к а Ц О К Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u т о в с у ч е т о м т р а н с п о р т н о й и н ф р а с т р у к т у р ы н а с е л е н н о г о п у н к . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p т а s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m П р а Б и б л и о т е в и л а п о в е д е н и я в о б щ е с т в е н н ы х м е с т а х : з о н а х о т д ы х а , у ч р е ж д е h t t p s : / / l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c н и я х к у л ь т у р ы и т о р г о в ы х ц е н т р а х h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б е з о п а с н о е п о в е д е н и е п р и е з д е н а в е л о с и п е д е и Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . с а м о к а т е . Д о р о ж н ы е з н а к и r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / П р а в и л а ц и ф р о в о й г р а м о т н о с h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / lЦ eО sК s o n . e d u . r u / l e s s т и п р и и с п о л ь з о в а н и и И н т е р н е т o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / Р е з е р в н ы й h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m Б и б hл tи tо pт sе :к /а / Ц О К у р о к . П р о в е р о ч н а я р а б о т а п о и т о г а м о б у ч е н и я в 4 к л а с с е l e s s o n . e d u . r u / l e s s o n / h t t p s : / / y a n d e x . r u / v i d e o / h t t p s : / / u c h i . r u / t e a c h e r h t t p s : / / r e s h . e d u . r u / h t t p s : / / i n f o u r o k . r u / h t t p s : / / u c h i t e l y a . c o m ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Рабочие тетради 1-4 кл А.А.Плешаков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2022 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://lesson.edu.ru/lesson/ https://yandex.ru/video/ https://uchi.ru/teachers/hometasks https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ https://uchitelya.com