Рабочая программа по предмету Русскому языку 7БВГ класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования Администрации городского округа
Солнечногорск
МБОУ лицей №7 г.Солнечногорска

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ лицей
№7
________________________
Г. В. Нагорная
[Номер приказа] от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 307546)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 7 класса

Солнечногорск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г №
637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,

участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
­человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в
предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным
для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка,
составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе –
204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе
– 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь ­языка, культуры
и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация
текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем
и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой),
язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах
публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Инструкция.

СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени
прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в
речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена
прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в
некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в
суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным
оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола
и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в
речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение
предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка
ударения в деепричастиях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное
написание не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с
деепричастным оборотом (в рамках изученного).

Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства
наречий. Роль в речи.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы
сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы
постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы
образования степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание;
слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е);
правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов
наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории
состояния в речи.
Служебные части речи
Общая
характеристика
служебных
самостоятельных частей речи от служебных.

частей

речи.

Отличие

Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производ­ные и
непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и
составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с
предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное
образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз

Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание
составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и
подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные
союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках
изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим
однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных
оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением
и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с
частицами.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие,
отрицательные, модальные.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в
письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и
раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание
частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки,
-ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие
к действию, этикетные междометия); междометия производные и
непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной
и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и
пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в
предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия.
Использование грамматических омонимов в речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей

Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети
«Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы
следующие
метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать
способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить
примеры).

Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7
предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно-­ по­пулярной литературы (монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с
научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и
темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации,
диалог – сообщение информации.
Владеть
различными
видами
аудирования
(выборочное,
ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не
менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических
текстов
(рассуждение-доказательство,
рассуждение-объяснение,
рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно
формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по
содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно
передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных
публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного
текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного
изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для со­здания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–
120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в
течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с
непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме пра­вила речевого
этикета.
Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия ос­новным
признакам; выявлять его структуру, особенности абзац­ного членения,
языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и
частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых ­типов речи с
опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том
числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные
сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения,
характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план
прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с
целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и
письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в
тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
использовать способы информационной переработки текста; извлекать
информацию из различных источников, в том числе из лингвистических
словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы,
схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный
тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы с опорой на знание норм современного русского
литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную
речь и функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе
сферу употребления, функции), употребления языковых средств
выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения
текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж,
заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки,
интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).

Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе
сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра
инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический
анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при
выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов,
крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием
фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту;
понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и
использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употреб­ления,
происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски;
проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и
фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать
лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности
употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой
практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова
(предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и
проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять
признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять
синтаксические функции причастия.

Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени,
действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать
полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий,
применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова,
конструировать причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия
и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий).
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять
правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в
причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед
суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед
суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания
не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с
причастным оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую
функцию деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий,
применять это умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в
предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий,
правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и
деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с
одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие

Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое
значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать
особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в
речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в
рамках изученного), применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий,
произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания
наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о
наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце
наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после
шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и
раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и
роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их
отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать
производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания
производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений
с предлогами, предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний, правила
правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение
при выполнении языкового анализа различных ­видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды
союзов по значению, по строению, объяснять роль сою­зов в тексте, в том

числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного
предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов,
постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях,
постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в
речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды
частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных
оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать
интонационные особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и
стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в
речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы
междометий по значению, объяснять роль междометий в речи,
характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в
разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение
в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с
междометиями.
Различать грамматические омонимы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Язык как развивающееся явление

Итого по разделу

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

1

Раздел 2. Язык и речь

2.1

2.2

Монолог и его виды

Диалог и его виды

Итого по разделу
Раздел 3. Текст

1

1

2

0

0

3.1

Основные признаки текста (повторение)

3.2

Информационная переработка текста. Смысловой анализ
текста

3.3

Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как
функционально-смысловой тип речи

Итого по разделу

2

2

4

0

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

8

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

4.1

4.2

Публицистический стиль

Официально деловой стиль

Итого по разделу

4

2

0

1

6

Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия

5.1

Морфология как раздел науки о языке (обобщение)

1

0

5.2

5.3

5.4

Причастие как особая форма глагола

Деепричастие как особая форма глагола

Наречие

20

14

21

1

1

0

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

5.5

Слова категории состояния

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

5.6

Служебные части речи

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

5.7

Предлог

12

0

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

5.8

5.9

Союз

Частица

12

12

0

0

5.10

5.11

Междометия и звукоподражательные слова

Омонимия слов разных частей речи

Итого по разделу

4

2

0

0

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

101

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и
проверочные работы, диктанты)

10

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f
6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

13

Повторение пройденного материала

37

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока
Всего

Дата изучения

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

7Б

7В

7Г

1

Русский язык как развивающееся явление.
Взаимосвязь языка, культуры и истории
народа

1

0

0

04.09.2023

01.09.2023

01.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275a2c

2

Повторение. Орфография. Правописание
гласных в корне слова (повторение
изученного в 5 - 6 классах)

1

0

0

04.09.2023

01.09.2023

04.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275e00

3

Повторение. Орфография. Правописание
приставок в слове (повторение изученного в
5 - 6 классах)

1

0

0

05.09.2023

04.09.2023

04.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

4

Повторение. Морфология. Имя
существительное, имя прилагательное, имя
числительное. Правописание

1

0

0

06.09.2023

06.09.2023

05.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2760da

08.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

5

Повторение. Морфология. Местоимение.
Глагол. Правописание

1

0

0

11.09.2023

08.09.2023

6

Контрольная работа / диктант с
грамматическим заданием

1

1

0

11.09.2023

08.09.2023

11.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

7

Монолог и его виды

1

0

0

12.09.2023

11.09.2023

11.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27640e

8

Диалог и его виды

1

0

0

13.09.2023

13.09.2023

12.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27659e

9

Сочинение на лингвистическую тему

1

1

0

18.09.2023

15.09.2023

15.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

10

Текст как речевое произведение

1

0

0

18.09.2023

15.09.2023

18.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2766fc

11

Текст как речевое произведение. Виды
информации в тексте

1

0

0

19.09.2023

18.09.2023

18.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

12

Тезисный план текста

1

0

0

20.09.2023

20.09.2023

19.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276d9
6

22.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

13

Тезисный план текста. Практикум

1

0

1

25.09.2023

22.09.2023

14

Рассуждение как функциональносмысловой тип речи

1

0

0

25.09.2023

22.09.2023

25.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276a4e

15

Рассуждение как функциональносмысловой тип речи. Практикум

1

0

1

26.09.2023

25.09.2023

25.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276c06

26.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

29.09.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

02.10.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

16

Основные виды текста-рассуждения

17

Основные виды текста-рассуждения.
Практикум

18

Сочинение-рассуждение на тему

1

1

1

0

0

1

0

1

0

27.09.2023

02.10.2023

02.10.2023

27.09.2023

29.09.2023

29.09.2023

19

Функциональные разновидности языка

1

0

0

03.10.2023

02.10.2023

02.10.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

20

Публицистический стиль

1

0

0

04.10.2023

04.10.2023

03.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2

21

Основные жанры публицистического стиля

1

0

0

16.10.2023

06.10.2023

06.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27771e

1

16.10.2023

06.10.2023

16.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27797
6

0

0

17.10.2023

16.10.2023

16.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277bf6

1

0

18.10.2023

18.10.2023

17.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27804
2

22

Основные жанры публицистического стиля.
Практикум

1

0

23

Официально-деловой стиль

1

24

Основные жанры делового стиля.
Инструкция

1

25

Сочинение на тему

1

1

0

23.10.2023

20.10.2023

20.10.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

26

Морфология как раздел науки о языке.
Система частей речи в русском языке.

1

0

0

23.10.2023

20.10.2023

23.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2781aa

27

Понятие о причастии. Причастие как особая
форма глагола

1

0

0

24.10.2023

23.10.2023

23.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2782d
6

28

Признаки глагола и прилагательного у
причастия

1

0

0

25.10.2023

25.10.2023

24.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27840c

29

Причастный оборот

1

0

0

30.10.2023

27.10.2023

27.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27893e

30.10.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

30

Причастный оборот. Знаки препинания в
предложениях с причастным оборотом

1

0

0

30.10.2023

27.10.2023

31

Действительные и страдательные причастия

1

0

0

31.10.2023

32

Полные и краткие формы причастий

1

0

0

01.11.2023

33

Причастия настоящего и прошедшего
времени

1

0

0

07.11.2023

30.10.2023

30.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278b9
6

01.11.2023

31.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278cc2

03.11.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

03.11.2023

34

Образование действительных причастий
настоящего и прошедшего времени

1

0

0

08.11.2023

03.11.2023

07.11.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

35

Образование действительных причастий
настоящего и прошедшего времени.
Практикум

1

0

1

13.11.2023

08.11.2023

10.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278fc4

36

Образование страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени

1

0

0

13.11.2023

10.11.2023

13.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2790f0

37

Образование страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени.
Практикум

1

0

1

14.11.2023

10.11.2023

13.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27921c

38

Правописание гласных перед н и нн в
полных причастиях

14.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2796b
8

1

0

0

15.11.2023

13.11.2023

39

Правописание гласных перед н и нн в
полных и кратких страдательных
причастиях. Практикум

40

Правописание гласных перед н и нн в
полных и кратких страдательных
причастиях и отглагольных прилагательных

1

0

0

27.11.2023

41

Правописание н и нн в полных
страдательных причастиях и отглагольных
прилагательных

1

0

0

28.11.2023

42

Правописание н и нн в кратких
страдательных причастиях и кратких
прилагательных

1

1

0

0

1

0

27.11.2023

29.11.2023

17.11.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

17.11.2023

27.11.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

17.11.2023

27.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27994
2

28.11.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

15.11.2023

27.11.2023

43

Морфологический анализ причастия

1

0

0

04.12.2023

29.11.2023

01.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27956
4

44

Сочинение/изложение

1

1

0

04.12.2023

01.12.2023

04.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278a74

45

Правописание не с причастиями

1

1

0

05.12.2023

01.12.2023

04.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279bae

46

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени

1

0

0

06.12.2023

04.12.2023

05.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279d9
8

47

Повторение темы "Причастие как особая
форма глагола". Практикум

1

0

1

11.12.2023

06.12.2023

08.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ec4

48

Диктант /Диктант с продолжением

1

1

0

11.12.2023

08.12.2023

11.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ffa

49

Понятие о деепричастии. Деепричастие как
особая форма глагола

1

0

0

12.12.2023

08.12.2023

11.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a11c

50

Понятие о деепричастии. Признаки глагола
и наречия в деепричастии

1

0

0

13.12.2023

11.12.2023

12.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a356

51

Деепричастный оборот

1

0

0

18.12.2023

13.12.2023

15.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a7ca

52

Деепричастный оборот. Знаки препинания в
предложениях с деепричастным оборотом

1

1

0

18.12.2023

15.12.2023

18.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a694

53

Правописание не с деепричастиями

1

0

0

19.12.2023

15.12.2023

18.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b03a

54

Правописание не с деепричастиями.
Практикум

19.12.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

1

0

1

20.12.2023

18.12.2023

55

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида

1

0

0

25.12.2023

20.12.2023

22.12.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

56

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида. Практикум

1

0

1

25.12.2023

22.12.2023

25.12.2023

Единое окно доступа к
образовательным

ресурсам
http://windows.edu/ru

57

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида в тексте. Подготовка к
сочинению

1

0

0

26.12.2023

22.12.2023

25.12.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

58

Сочинение-описание картины

1

1

0

27.12.2023

25.12.2023

26.12.2023

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

59

Морфологический анализ деепричастия

1

0

0

09.01.2024

27.12.2023

29.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27aec8

60

Морфологический анализ деепричастия.
Практикум

1

0

1

10.01.2024

29.12.2023

09.01.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

61

Синтаксический и пунктуационный анализ
предложений с деепричастным оборотом.
Практикум

1

0

1

15.01.2024

29.12.2023

12.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27abf8

62

Повторение темы "Деепричастие как особая
форма глагола". Нормы употребления
деепричастий

1

0

0

15.01.2024

10.01.2024

15.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b79
2

63

Повторение темы "Деепричастие как особая
форма глагола". Практикум

1

0

1

16.01.2024

12.01.2024

15.01.2024

Единое окно доступа к
образовательным

ресурсам
http://windows.edu/ru

64

Контрольная работа по темам "Причастие" и
"Деепричастие"

1

1

0

17.01.2024

12.01.2024

16.01.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

65

Наречие как часть речи

1

0

0

22.01.2024

15.01.2024

19.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b8f0

66

Разряды наречий по значению

1

0

0

22.01.2024

17.01.2024

22.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ba62

67

Разряды наречий по значению. Практикум

1

0

1

23.01.2024

19.01.2024

22.01.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

68

Степени сравнения наречий

1

0

0

24.01.2024

19.01.2024

23.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c3d6

26.01.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

29.01.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

69

70

Степени сравнения наречий. Практикум

Словообразование наречий

1

1

0

0

1

0

29.01.2024

29.01.2024

22.01.2024

24.01.2024

71

Морфологический анализ наречия

1

0

0

30.01.2024

26.01.2024

29.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c6ba

72

Слитное и раздельное написание не с
наречиями на -о (-е)

1

0

0

31.01.2024

26.01.2024

30.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ca02

73

Слитное и раздельное написание не с
наречиями на -о (-е). Практикум

1

0

1

05.02.2024

29.01.2024

02.02.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

74

Дефис между частями слова в наречиях

1

0

0

05.02.2024

31.01.2024

05.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cb6a

75

Слитное и раздельное написание наречий,
образованных от существительных и
количественных числительных

1

0

0

06.02.2024

02.02.2024

05.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cd90

76

Слитное и раздельное написание наречий,
образованных от существительных и
количественных числительных. Практикум

06.02.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

09.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d08
8

12.02.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

77

78

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е)

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).
Практикум

1

1

1

0

0

0

0

0

1

07.02.2024

12.02.2024

12.02.2024

02.02.2024

05.02.2024

07.02.2024

79

Буквы о и е после шипящих на конце
наречий

1

0

0

13.02.2024

09.02.2024

12.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d5a6

80

Буквы о и е после шипящих на конце
наречий. Практикум

1

0

1

14.02.2024

09.02.2024

13.02.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

81

Буквы о и а на конце наречий

1

0

0

26.02.2024

12.02.2024

16.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d83a

82

Буквы о и а на конце наречий. Практикум

1

0

1

26.02.2024

14.02.2024

26.02.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

83

Мягкий знак после шипящих на конце
наречий

1

0

0

27.02.2024

16.02.2024

26.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d9c0

84

Мягкий знак после шипящих на конце
наречий. Практикум

1

0

1

28.02.2024

16.02.2024

27.02.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

85

Повторение темы «Наречие»

1

0

0

04.03.2024

26.02.2024

01.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dc36

86

Диктант с грамматическим заданием

1

1

0

04.03.2024

28.02.2024

04.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dd9e

87

Слова категории состояния в системе частей
речи

1

0

0

05.03.2024

01.03.2024

04.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27df1a

88

Слова категории состояния и наречия

1

0

0

06.03.2024

01.03.2024

05.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e262

89

Служебные части речи в русском языке

1

0

0

11.03.2024

04.03.2024

11.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e5b4

90

Предлог как часть речи

1

0

0

11.03.2024

06.03.2024

11.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e866

91

Предлоги производные и непроизводные

1

0

0

12.03.2024

11.03.2024

12.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27edf2

92

Предлоги производные и непроизводные.
Практикум

1

0

1

13.03.2024

13.03.2024

15.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ef3c

93

Предлоги простые и составные

1

0

0

18.03.2024

15.03.2024

18.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27eb0e

94

Предлоги простые и составные. Практикум

1

0

1

18.03.2024

15.03.2024

18.03.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

95

Правописание предлогов

1

0

0

19.03.2024

18.03.2024

19.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ec44

96

Правописание предлогов. Практикум

1

0

1

20.03.2024

20.03.2024

22.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f19e

97

Употребление предлогов в речи

1

0

0

25.03.2024

22.03.2024

25.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f450

98

Употребление предлогов в речи. Практикум

1

0

1

25.03.2024

22.03.2024

25.03.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

99

Морфологический анализ предлога

1

0

0

26.03.2024

25.03.2024

26.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f586

100

Повторение темы «Предлог»

1

0

0

27.03.2024

27.03.2024

29.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f6b2

101

Повторение темы «Предлог». Практикум

1

0

0

01.04.2024

29.03.2024

01.04.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

102

Союз как часть речи

1

0

0

01.04.2024

29.03.2024

01.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f978

103

Разряды союзов

1

0

1

02.04.2024

01.04.2024

02.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27faa4

104

Разряды союзов. Практикум

1

0

1

03.04.2024

03.04.2024

05.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fbd0

105

Сочинительные союзы

1

0

0

15.04.2024

05.04.2024

15.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fd60

106

Подчинительные союзы

1

0

0

15.04.2024

05.04.2024

15.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fe82

15.04.2024

16.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2803b
4

107

Правописание союзов

1

0

0

16.04.2024

108

Правописание союзов. Практикум

1

0

1

17.04.2024

17.04.2024

19.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2804ea

109

Союзы и союзные слова

1

0

0

22.04.2024

19.04.2024

22.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9431
0

110

Союзы в простых и сложных предложениях

1

0

0

22.04.2024

19.04.2024

22.04.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

111

Морфологический анализ союза

1

0

0

23.04.2024

22.04.2024

23.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa28063
4

112

Повторение темы «Союз»

1

0

0

24.04.2024

24.04.2024

26.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba948f6

113

Повторение темы «Союз». Практикум

1

0

1

06.05.2024

26.04.2024

03.05.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

114

Частица как часть речи

1

0

0

06.05.2024

26.04.2024

06.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94d6a

115

Разряды частиц

1

0

1

07.05.2024

03.05.2024

06.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9510c

116

Разряды частиц. Практикум

1

0

1

08.05.2024

03.05.2024

07.05.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

117

Правописание частиц

1

0

0

13.05.2024

06.05.2024

13.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95a26

13.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9591
8

118

Правописание частицы не

1

0

0

13.05.2024

08.05.2024

119

Правописание частицы не. Практикум

1

0

1

14.05.2024

13.05.2024

14.05.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

120

Разграничение частиц не и ни

1

0

0

15.05.2024

15.05.2024

17.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9562a

121

Разграничение частиц не и ни. Практикум

1

0

1

20.05.2024

17.05.2024

20.05.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

122

Морфологический анализ частицы

1

0

0

20.05.2024

17.05.2024

20.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95b3e

123

Повторение темы «Частица»

1

0

0

21.05.2024

20.05.2024

21.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95d6e

124

Повторение темы «Частица». Практикум

1

0

1

22.05.2024

22.05.2024

24.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95e86

125

Повторение темы «Служебные части речи».
Практикум

1

0

1

27.05.2024

24.05.2024

27.05.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

126

Междометия и звукоподражательные слова
в системе частей речи

1

0

0

27.05.2024

24.05.2024

27.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9612e

127

Междометия и звукоподражательные слова.
Практикум

28.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9651
6

31.05.2024

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

1

0

1

28.05.2024

27.05.2024

128

Морфологический анализ междометия

129

Междометия и звукоподражательные слова
в разговорной и художественной речи.
Практикум

1

0

1

31.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9634
0

130

Омонимия слов разных частей речи

1

0

0

31.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9696c

1

0

0

29.05.2024

29.05.2024

131

Омонимия слов разных частей речи.
Практикум

1

0

1

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

132

Контрольная итоговая работа за курс 7
класса

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97c0e

133

Повторение. Правописание не с
причастиями, деепричастиями, наречиями

134

Повторение. Правописание н и нн в
причастиях, отглагольных прилагательных,
наречиях

135

136

Повторение. Слитное, раздельное, дефисное
написание наречий

Повторение. Правописание служебных
частей речи

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

1

0

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9702e

0

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

0

Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru
Единое окно доступа к
образовательным
ресурсам
http://windows.edu/ru

1

0

0

136

13

37

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 7-й класс: учебник: в 2 частях, 7 класс/ Баранов М.Т.,
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс (к УМК Т. А.
Ладыженской – С. Г. Бархударова (М.: Просвещение)) 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://windows.edu/ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».