УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Солнечногорска 141500, Московская область, г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9 тел./факс 8-496-2- 64-59-58 e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru Утверждаю Директор МБОУ лицей №7 ______________________ Г.В. Нагорная Приказ №___ От «___» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (базовый уровень) 7 КЛАСС Составитель учитель Изобразительного искусства Ефанова Ю.А. 2023 -2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации. Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата. Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете). Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Задачами модуля «Архитектура и дизайн» являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовноценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи. Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты. Графический дизайн Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости. Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта. Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ. Макетирование объёмно-пространственных композиций Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете. Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры). Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно- пространственной среде жизни разных народов. Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города. Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина. Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа. Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Образ человека и индивидуальное проектирование Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды. Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью. Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности. 1. Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно- эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2. Гражданское воспитание Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3. Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4. Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5. Ценности познавательной деятельности В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе. 7. Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы. 8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. Базовые логические и исследовательские действия: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. Работа с информацией: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. Самоконтроль: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека; рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе; объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств; объяснять основные средства — требования к композиции; уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту; составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; объяснять выражение «цветовой образ»; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем; определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу; выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей; знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидждизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» № п/п Количество часов Дата изучения Виды деятельности Наименование разделов и тем программы всего Виды, формы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы контроля практические работы Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека 1.1. Архитектура и дизайн — 1 предметнопространственная среда, создаваемая человеком 1 Объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно- пространственной среды жизнедеятельности человека.; Рассуждать о влиянии предметнопространственной среды на чувства, установки и поведение человека.; Рассуждать о том, как предметно- пространственная среда организует деятельность человека и его представление о самом себе; Практическая работа; http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-izo-arkhitekturai-dizain-pr.html 1.2. Архитектура — «каменная летопись» истории человечества 1 Объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvuarhitektura-letopis-mira-istoki-arhitektury4978377.html 1 Иметь представление о том, что форма материальной культуры обладает воспитательным потенциалом; 1.3. Основы построения композиции в конструктивных искусствах 1 1 Объяснять понятие формальной композиции и её значение как Практическая работа; основы языка конструктивных искусств.; Объяснять основные свойства — требования к композиции.; Составлять различные композиции на плоскости, располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.; Осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/start/ 1.4. Роль цвета в организации композиционного пространства 1 1 Объяснять роль цвета в конструктивных искусствах.; Различать технологию использования цвета в живописи и конструктивных искусствах.; Объяснять выражение https://infourok.ru/prezentaciya-rol-cveta-v-organizaciiprostranstva-7-klass-4491766.html Практическая работа; «цветовой образ».; Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; 1.5. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне 2 2 Соотносить особенности стилизации рисунка шрифта содержание текста.; Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.; Построение шрифтовой композиции; Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.; и Практ ическ ая работ а; Само оценк а с испол ьзова нием «Оце ночно го листа »; https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-dliauroka-v-7-klassie-iskusstvo-shrifta 1.6. Логотип. Построение логотипа 1 1 Объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки.; Различать шрифтовой и знаковый виды логотипа.; Практическая работа; https://intolimp.org/publication/priezientatsiia-k-urokuloghotip-7klass.html Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-kompozicionnieosnovimaketirovaniya-v-graficheskom-dizayne-1170110.html Иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; 1.7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката 2 2 Иметь представление о задачах образного построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения.; Понимать и объяснять образноинформационную цельность синтеза текста и изображения в плакате и рекламе.; Выполнять практическую работу по композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ); 1.8 Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала 2 1 Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное Контрольная Практическая работа; оформление книги, журнала.; Различать и применять различные способы построения книжного и журнального разворота.; Создавать макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ; работа; https://infourok.ru/prezentaciya-klass-mnogoobrazieformgraficheskogo-dizayna-2188141.html Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций 2.1. От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 1 Развивать пространственное воображение.; Понимать плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов при виде на них сверху, т. е. чертёж проекции.; Уметь строить плоскостную композицию и выполнять макет пространственно- объёмной композиции по её чертежу.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-obekt-i-prostranstvootploskostnogo-izobrazheniya-k-obemnomu-maketu1767462.html 2.2. Здание как сочетание 1 различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое 1 Выявлять структуру различных типов зданий. Характеризовать горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы конструкции постройки.; Макетирование: создание фантазийной конструкции здания с ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой конструкции; Практическая работа; https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-konstrukciya-chast-iceloezdanie-kak-sochetanie-razlichnih-obyomov-ponyatie- modulyaklass-1260606.html 2.3. Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов 1 1 Знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений.; Характеризовать, как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности общества.; Выполнить зарисовки основных архитектурных конструкций; Практическая работа; https://www.art-talant.org/publikacii/54015prezentaciyaevolyuciya-arhitekturnyh-konstrukciy-iroly-evolyuciistroitelynyh-materialov 2.4. Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком 1 1 Характеризовать общее и различное во внешнем облике вещи как сочетание объёмов, образующих форму.; Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов; Практическая работа; https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznostveshchkak-sochetanie 2.5. Форма, материал и функция бытового предмета 1 1 Объяснять, в чём заключается взаимо‐ связь формы и материала.; Придумывать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.; Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-forma-i-material-roliznachenie-materiala-v-konstrukcii-4189029.html 2.6. Цвет в архитектуре и дизайне 2 1 Иметь представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов Контрольная Практическая работа; архитектуры и дизайна.; работа; https://www.youtube.com/watch?v=yDfCs2XD2rM Объяснять особенности воздействия и применения цвета в живописи, дизайне и архитектуре.; Участвовать в коллективной творческой работе по конструированию объектов дизайна или по архитектурному макетированию с использованием цвета; Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека 3.1. Образ и стиль материальной культуры прошлого 1 1 Рассказывать об особенностях архитектурно- художественных стилей разных эпох.; Выполнить аналитические зарисовки знаменитых архитектурных памятников.; Осуществлять поисковую деятельность в Интернете.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=NH4K40qTqiE 3.2. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра 1 1 Характеризовать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.; Определять значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-segodnya-izavtraputi-razvitiya-sovremennoy-arhitekturi-i-dizayna- 3527464.html Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/ Выполнять практические работы по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлаж или фантазийную зарисовку города будущего; 3.3. Пространство городской среды 1 1 Определять понятие «городская среда».; Рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей.; Знать различные виды планировки города.; Иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы (карты); 3.4. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы 1 1 Объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в Практическая работа; установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства.; Иметь представление о значении сохранения исторического образа материальной среды города.; Выполнять практические творческие работы в технике коллажа или дизайн-проекта малых архитектурных форм городской среды; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvunatemu-gorodskoj-dizajn-7-klass-5216938.html 3.5. Дизайн пространственнопредметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме 2 2 Характеризовать роль цвета, фактур и предметного наполнения пространства интерьера общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений.; Выполнять задания по практической и аналитической работе по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/ Практическая работа; 3.6. 3.7. Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства 1 Замысел архитектурного проекта и его осуществление 2 1 Характеризовать эстетическое и экологическое взаимное Практическая работа; сосуществование природы и архитектуры.; Иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна.; https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-v-7-klassepriroda-iarhitektura-organizaciya-arhitekturnolandshaftnogoprostranstva-4240133.html Знать о традициях построения и культурной ценности русской усадебной территории.; 1 Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмнопространственной композицией.; Развивать и реализовывать в макете художественную фантазию в сочетании с архитектурносмысловой логикой.; Развивать навыки макетирования; Контрольная Практическая работа; Объяснять, как в организации жилого пространства проявляется индивидуальность человека, род его занятий и интересов.; Осуществлять в архитектурно- дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём жилище.; Практическая работа; работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-ti-arhitektorzamiselarhitekturnogo-proekta-2732092.html Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование 4.1. Функциональная планировка своего дома 1 1 Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами; https://www.youtube.com/watch?v=q6F4WJt8dpY 4.2. Дизайн предметной среды в интерьере личного дома 1 1 Объяснять задачи зонирования помещения и искать способ зонирования.; Иметь опыт проектирования многофункционального интерьера комнаты.; Создать в эскизном проекте или с помощью цифровых программ дизайн интерьера своей комнаты или квартиры, раскрывая образно- архитектурный композиционный замысел интерьера; Практическая работа; https://znanio.ru/media/urok_po_izo_7_klass_interer_i_vesch_v _dome_dizajn_prostranstvenno_veschnoj_sredy_interera- 208883 4.3. Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка 1 1 Характеризовать различные варианты планировки садового участка. Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=dLvxTvizrfc Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=rr9eQw32Bag Совершенствовать навыки работы с различными материалами в процессе макетирования.; Применять навыки создания объёмнопространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны.; Выполнить разработку плана садового участка; 4.4. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды 1 2 Объяснять, как в одежде проявляется характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения его действий.; Объяснять, что такое стиль в одежде.; Характеризовать понятие моды в одежде.; Применять законы композиции в проектировании одежды, создании силуэта костюма.; Выполнять практическую работу по разработке проектов одежды; 4.5. Дизайн современной одежды 1 2 Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.; Выполнять творческие работы по теме Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=PKuwvLjyjAU «Дизайн современной одежды»; 4.6. Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ 2 2 Воспринимать и характеризовать макияж и причёску как единое Зачет; Практическая работа; композиционное целое.; Выполнять практические творческие работы по созданию разного образа одного и того же лица средствами грима.; Создавать средствами грима образа сценического или карнавального персонажа; 34 34 https://www.youtube.com/watch?v=ioRdkkwGNBo ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего 1. Дата изучения Виды, формы контроля практические работы 1 1 6.09 Практическая работа; Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства. Предметнопространственная — материальная среда жизни людей. 2. Архитектура — «каменная летопись» истории человечества 1 1 13.09 Практическая работа; 3. Графический 1 1 20.09 Практическая работа; 1 1 27.09 Практическая работа; Основы дизайн. построения композиции в конструктивных искусствах. Практические упражнения по композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости 4. Роль цвета в организации композиционного пространства. Выполнение практических композиционных упражнений по теме «Роль цвета в организации композиционного пространства» 5. 6. 7. 8. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции» Логотип. Построение логотипа. Разработка логотипа на выбранную тему Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. 9. 1 4.10 Практическая работа; 1 1 11.10 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 1 25.10 Практическая работа; 1 1 1.11 Практическая работа; 1 1 8.11 Практическая работа; 1 1 15.11 Практическая работа; 1 1 29.11 Контрольная работа; 1 Практическая работа по композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ) 10. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. 11. Выполнение практической работы по проектированию книги (журнала), созданию макета журнала в технике коллажа или на компьютере 12. 1 1 5.12 Практическая работа; 1 1 12.12 Практическая работа; 1 1 19.12 Практическая работа; 1 1 26.12 Практическая работа; 1 1 10.01 Практическая работа; 1 1 17.01 Практическая работа; От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Выполнение практических работ по созданию объёмнопространственных макетов 12.12 13. Здание как сочетание различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое. 14. Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов. Выполнение зарисовок основных конструктивных типов архитектуры 15. Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов 16. Форма, материал и функция бытового предмета. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления 17. Цвет в архитектуре и дизайне 18. Коллективная творческая работа по конструированию объек тов дизайна или по архитектурному макетированию с использованием цвета 19. 1 1 24.01 Контрольная работа; 1 1 31.01 Практическая работа; 1 1 7.02 Практическая работа; 1 1 14.02 Практическая работа; Образ и стиль материальной культуры прошлого. Выполнение аналитических зарисовок знаменитых архитектурных памятников из фотоизображений 20. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлаж или фантазийная зарисовка города будущего 21. Пространство городской среды. Выполнение композиционного задания по построению городского пространства в виде макетной или графической схемы (карты) 22. 1 1 28.02 Практическая работа; 1 1 6.03 Практическая работа; 1 1 13.03 Практическая работа; 1 1 20.03 Практическая работа; 1 1 27.03 Практическая работа; Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина 23. Дизайн пространственнопредметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме. 24. Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции 25. Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемычертежа. 26. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. 27. 1 1 3.04 Контрольная работа; 1 1 17.04 Практическая работа; 1 1 24.04 Практическая работа; 1 1 1.05 Практическая работа; 1 1 8.05 Практическая работа; 1 1 15.05 Практическая работа; Выполнение практической творческой коллективной работы «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего») 28. Образ человека и индивидуальное проектирование. Функциональная планировка своего дома. 29. Выполнение аналитической и практической работы по теме «Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты». 30. Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка. Разработка плана или макета садового участка 31. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды. Выполнение практической работы по теме «Мода, культура и ты»: подобрать костюмы для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста. Разработка эскизов одежды для себя. 32. Дизайн современной одежды 33. 34. Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика Выполнение практических 1 1 22.05 Практическая работа; 1 1 29.05 Зачет; 1 1 5.06 Экскурсия 35 35 работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности»: подбор вариантов причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица. Рисунок или коллаж. 35 Повторение изученного за год ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 7 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «Изобразительное искусство» для учащихся 5-9 классов под ред. Б.М. Неменского— М.:Просвещение, 2015. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-izo-arkhitektura-i-dizain-pr.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-arhitektura-letopis-mira-istoki-arhitektury-4978377.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/start/ https://infourok.ru/prezentaciya-rol-cveta-v-organizacii-prostranstva-7-klass-4491766.html https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-dlia-uroka-v-7-klassie-iskusstvo-shrifta https://www.youtube.com/watch?v=ioRdkkwGNBo https://www.youtube.com/watch?v=PKuwvLjyjAU https://www.youtube.com/watch?v=rr9eQw32Bag https://www.youtube.com/watch?v=dLvxTvizrfc https://znanio.ru/media/urok_po_izo_7_klass_interer_i_vesch_v_dome_dizajn_prostranstvenno_veschnoj_sredy_interer a208883 https://www.youtube.com/watch?v=q6F4WJt8dpY https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-ti-arhitektor-zamisel-arhitekturnogo-proekta-2732092.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-v-7-klasse-priroda-i-arhitektura-organizaciya-arhitekturno-landshaftnogoprostranstva-4240133.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temugorodskoj-dizajn-7-klass-5216938.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-segodnya-i-zavtra-puti-razvitiyasovremennoy-arhitekturi-i-dizayna3527464.html https://www.youtube.com/watch?v=NH4K40qTqiE https://www.youtube.com/watch?v=yDfCs2XD2rM https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-forma-i-material-rol-i-znachenie-materiala-v-konstrukcii-4189029.html https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznost-veshch-kaksochetanie https://www.art-talant.org/publikacii/54015-prezentaciya-evolyuciya-arhitekturnyh-konstrukciy-i-rolyevolyucii- stroitelynyh-materialov https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-konstrukciya-chast-i-celoe-zdanie-kaksochetanie-razlichnih-obyomov-ponyatie- modulya-klass-1260606.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-obekti-prostranstvo-ot-ploskostnogo-izobrazheniya-k-obemnomu-maketu1767462.html https://infourok.ru/prezentaciya-klass-mnogoobrazie-form-graficheskogo-dizayna-2188141.html https://infourok.ru/prezentaciya-kompozicionnie-osnovi-maketirovaniya-v-graficheskom-dizayne-1170110.html https://intolimp.org/publication/priezientatsiia-k-uroku-loghotip-7-klass.html МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Мольберт Краски гуашевые Кисти Пластилин Картон Фломастеры Восковые мелки Учебные плакаты Проектор ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Проектор, мольберт