Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 7 141500, Московская область, тел./факс 8-496-2- 64-59-58 г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9 e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru Утверждено ______________________ от « » г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для 8 класса основного общего образования на 2023/2024 учебный год по учебнику под редакцией Глозмана Е.С. Учитель технологии: Щербачёв К.С. Бурлак И.В. Солнечногорск, 2023г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ); Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" - Приказ Министерства просвещения российской Федерации от 18.05.2023 №370 « Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ лицей №7; Учебным планом МБОУ лицей №7 на 2023-2024 учебный год. Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Задачами курса технологии являются: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями; овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования (в соответствии с ФГОС ООО), и предусматривающая разные образовательные траектории её реализации. Модуль «Производство и технология» Модуль «Производство и технология» является общим по отношению к другим модулям, вводящим учащихся в мир техники, технологий и производства. Все основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном виде, чтобы потом осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных модулях. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено на основе последовательного погружения учащихся в технологические процессы, технические системы, мир материалов, производство и профессиональную деятельность. Фундаментальным процессом для этого служит смена технологических укладов и 4-я промышленная революция, благодаря которым растёт роль информации как производственного ресурса и цифровых технологий. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» При освоении данного модуля обучающиеся осваивают инструментарий создания и исследования моделей, знания и умения, необходимые для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы. Модуль «Робототехника» В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что при освоении формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса «Технология»: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы и открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания технологий. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Технология» изучается в 8 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС Модуль «Производство и технологии» (5 часов) Общие принципы управления. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем управления. Устойчивость технических систем . Производство и его виды. Биотехнологии в решении экологических проблем. Биоэнергетика. Перспективные технологии (в том числе нанотехнологии). Сферы применения современных технологий. Рынок труда. Функции рынка труда. Трудовые ресурсы. Мир профессий. Профессия, квалификация и компетенции. Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека. Модуль «Робототехника» (14 часов) Принципы работы и назначение основных блоков, оптимальный вариант использования при конструировании роботов. Основные принципы теории автоматического управления и регулирования. Обратная связь. Датчики, принципы и режимы работы, параметры, применение. Отладка роботизированных конструкций в соответствии с поставленными задачами. Беспроводное управление роботом. Программирование роботов в среде конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов. Учебный проект по робототехнике (одна из предложенных тем на выбор). Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (4 часа) Применение программного обеспечения для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей. Создание документов, виды документов. Основная надпись. Геометрические примитивы. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи. Изделия и их модели. Анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3D-модели. Дерево модели. Формообразование детали. Способы редактирования операции формообразования и эскиза. Модуль «3D-моделирование, прототипирование» (11 часов) 3D-моделирование как технология создания визуальных моделей. Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида. Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел. Понятие «прототипирование». Создание цифровой объёмной модели. Инструменты для создания цифровой объёмной модели. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе. Ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. Трудовое воспитание: уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. Экологическое воспитание: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения. Принятие себя и других: признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки. Овладение универсальными коммуникативными действиями. Общение: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: — организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; — соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; — грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией. Модуль «Производство и технология» - характеризовать общие принципы управления; - анализировать возможности и сферу применения современных технологий; - характеризовать технологии получения, преобразования и использования энергии; - называть и характеризовать биотехнологии, их применение; - характеризовать направления развития и особенности перспективных технологий; - предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение; - определять проблему, анализировать потребности в продукте; - овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. Модуль «Робототехника» - называть основные законы и принципы теории автоматического управления и регулирования, методы использования в робототехнических системах; - реализовывать полный цикл создания робота; - конструировать и моделировать робототехнические системы; - приводить примеры применения роботов из различных областей материального мира; - характеризовать возможности роботов, роботехнических систем и направления их применения. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» - использовать программное обеспечение для создания проектной документации; - создавать различные виды документов; - владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов; - выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и/или с использованием программного обеспечения; - создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» - разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания; - создавать 3D-модели, используя программное обеспечение; - устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования; - проводить анализ и модернизацию компьютерной модели; - изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3Dпринтер, лазерный гравёр и др.); - модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей; - презентовать изделие. Тематическое планирование 8 класс № Тема, раздел курса п/ п Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности РПВ ЭОР обучающихся. Модуль «Производство и технологии» 5 часов 1 Управление в Общие Аналитическая современном принципы деятельность: производстве. управления. - знакомиться с (1 ч) Самоуправляемы принципами е системы. управления; Устойчивость - находить и систем изучать управления. информацию о Устойчивость циклах технических технологического систем. и экономического Практическая развития России, работа: закономерностях «Составление такого развития. интеллект-карты Практическая «Управление деятельность: современным составлять производством» интеллект-карту «Управление современным производством». 2 Инновационные Производство и предприятия. его виды. (1 ч) Биотехнологии в решении экологических проблем. Биоэнергетика. Перспективные технологии. Сферы применения современных технологий. Практическая работа «Составление характеристики предприятия региона» (по выбору) Проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. Осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательск ой деятельности, Аналитическая реализации на деятельность: практике - анализировать достижений возможности и науки. сферу применения Готовность к современных активному технологий; участию в - называть и обсуждении характеризовать общественно биотехнологии, их значимых и применение; этических - различать проблем, современные связанных с технологии современными обработки технологиями, в материалов. особенности Практическая технологиями деятельность: четвёртой - предлагать промышленной предпринимательс революции. кие идеи, Формируется обосновывать их целостное решение; мировоззрение. - определять проблему, анализировать потребности в продукте. РЭШ 3 4 Рынок труда. Трудовые ресурсы. (1 ч) Рынок труда. Функции рынка труда. Трудовые ресурсы. Возможные направления проектов: - современные профессии; - профессии будущего; - профессии, востребованные в регионе; - карта предприятий региона; профессиограмм а современного работника; - компетенции 4К; - трудовые династии и др. Групповой проект «Мир профессий»: - определение этапов командного проекта; - определение продукта, проблемы, цели, задач; - обоснование проекта; - анализ ресурсов; - распределение ролей и обязанностей в команде. Выбор Мир профессий. профессии (1 ч) Профессия, квалификация и компетенции. Аналитическая деятельность: - изучать понятия «рынок труда», «трудовые ресурсы»; - анализировать рынок труда региона; - анализировать компетенции, востребованные современными работодателями. Практическая деятельность: - определять этапы командного проекта; - выполнять обоснование проекта. Аналитическая деятельность: - изучать и характеризовать 5 Защита проекта «Мир профессий». (1 ч) Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека. Групповой проект «Мир профессий»: - выполнение проекта по разработанным этапам; - подготовка проекта к защите исчезнувшие и современные профессии; - изучать требования к современному работнику; - называть наиболее востребованные профессии региона. Практическая деятельность: - выполнять проект по разработанным этапам; - готовиться к защите проекта. Защита проекта «Мир профессий»: Групповой проект «Мир профессий»: - презентация результатов проекта; - защита проект Аналитическая деятельность: - анализировать результаты проектной деятельности; - анализировать командную работу. Практическая деятельность: - защищать проект; - оценивать проекты команд. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» 4 ч 5 Инструменты Применение Аналитическая для создания программного деятельность: 3D-моделей обеспечения для - изучать (1 ч) создания программное проектной обеспечение для документации: выполнения Осознание важности моральноэтических принципов в деятельности, РЭШ 6 7 моделей объектов и их чертежей. Практическая работа «Инструменты программного обеспечения для создания 3Dмоделей» трёхмерных моделей; - называть и характеризовать функции инструментов для создания 3Dмоделей. Практическая деятельность: - использовать инструменты программного обеспечения для создания 3Dмоделей Инструменты для создания 3D-моделей (1 ч) Создание документов, виды документов. Основная надпись . Графические примитивы в 3Dмоделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида . Практическая работа «Инструменты программного обеспечения для создания 3Dмоделей» Аналитическая деятельность: - изучать программное обеспечение для выполнения трёхмерных моделей; - называть и характеризовать функции инструментов для создания 3Dмоделей. Практическая деятельность: использовать инструменты программного обеспечения для создания 3Dмоделей. Сложные 3Dмодели и сборочные чертежи (1 ч) Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Сложные 3Dмодели и сборочные чертежи. Изделия и их модели. Анализ Аналитическая деятельность: изучать приёмы создания, редактирования и трансформации графических объектов. Практическая деятельность: - использовать связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. формы объекта и инструменты синтез модели программного Практическая обеспечения для работа создания 3D«Создание 3Dмоделей модели» - изучать способы редактирования операции формообразования и эскиза. 8 Сложные 3Dмодели и сборочные чертежи (1 ч) План создания 3D-модели. Дерево модели. Формообразовани е детали. Способы редактирования операции формообразован ия и эскиза. Практическая работа «Создание 3Dмодели». Модуль «Робототехника»14ч 9 Основные Принципы принципы работы и теории назначение автоматическог основных о управления и блоков, регулирования оптимальный (1 ч) вариант использования при конструировани и роботов. Основные принципы теории автоматического управления. Обратная связь. Примеры роботов из различных областей. Их возможности и ограничения. Практическая деятельность: использовать инструменты программного обеспечения для создания 3Dмоделей. Аналитическая деятельность: - оценивать влияние современных технологий на развитие социума; - называть основные элементы общей схемы управления; - формулировать условия реализации общей схемы управления; - приводить примеры обратной связи в технических устройствах. Практическая деятельность: называть Осуществлять поиск с помощью различных источников информации: излагать полученную информацию. Овладение элементами организации умственного и физического труда. Повышается познавательная активность школьников Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; РЭШ основные принципы теории автоматического управления и регулирования. 10 11 Программирова ние управления датчиками (4 ч) Датчики, режимы работы, настройка в зависимости от задач проекта. Практическая работа «Программирова ние управления ультразвуковым датчиком расстояния» Цифровые и аналоговые датчик . Практическая работа «Программирова ние управления датчиками линии, датчиком света, температуры и др.» Аналитическая деятельность: - анализировать функции датчиков; - анализировать выбор необходимых датчиков для конструкции в зависимости от поставленных задач. Практическая деятельность: разрабатывать программы для управления датчиками в зависимости от поставленной задачи. Программирова ние движения робота, оборудованного датчиками (2 ч) Анализ и проверка на работоспособнос ть. Усовершенствов ание конструкции роботоплатформ ыи модернизация программ. Практическая работа «Программирова ние движения робота, оборудованного датчиками» Аналитическая деятельность: определять сходство и различие алгоритма и технологии как моделей процесса получения конкретного результата. Практическая деятельность: - сборка механических моделей с элементами управления; - осуществление управления собранной Формирование коммуникативно й компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками моделью; - определение системы команд, необходимых для управления. 12 13 Беспроводное управление роботом (3 ч) Беспроводное управление роботом через Bluetooth . Мобильное приложение для беспроводного управления роботом Практическая работа «Разработка программы для мобильного приложения». Аналитическая деятельность: анализировать различные каналы связи для управления роботом. Практическая деятельность: разрабатывать программы для мобильного приложения, позволяющие осуществлять беспроводное управление роботом. Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта (4 ч) Темы возможных проектов: - «Создание автономной робототехническ ой платформы (с датчиками расстояния, света, температуры и др.), оснащённой светодиодной и звуковой сигнализацией»; - Учебный проект по робототехнике «Создание беспроводного управляемого устройства (водоход)»; - «Создание робототехническ ой платформы, перемещающейс Аналитическая деятельность: - анализировать результаты проектной деятельности; - анализировать разработанную конструкцию, её соответствие поставленным задачам; - анализировать разработанную программу, её соответствие поставленным задачам. Практическая деятельность: - конструировать и моделировать робототехнически е системы; - уметь осуществлять робототехнически я по линии, + е проекты; манипулятор - презентовать (моделирование изделие склад)»; - «Навигатор с использованием датчика расстояния»; - «Модернизация Танцующего робота. Программировани е звука. Управление шагающим роботом». - Определение этапов проекта; - определение продукта, проблемы, цели, задач; - обоснование проекта; - анализ ресурсов; - реализация проекта; - оформление проектной документации; - отладка роботов в соответствии с требованиями проекта; - подготовка проекта к защите Учебный научнотехнический проект по робототехнике; само- и взаимооценка результатов проектной деятельности; презентация и защита проекта. Модуль «3Dмоделирование, прототипирование, макетирование» (11 ч) 14 Технологии создания визуальных моделей (2 ч) 3Dмоделирование как технология создания визуальных моделей. Графические примитивы в 3Dмоделировании. Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабировани е тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел. Моделирование сложных 3Dмоделей с помощью 3Dредакторов по алгоритму. Организация рабочего места в соответствии с требованиями безопасности и правилами эксплуатации используемого оборудования. Соблюдение правил безопасности и охраны труда при работе с оборудованием. Практическая работа «Инструменты программного обеспечения для создания и печати 3Dмоделей» Аналитическая деятельность: - изучать программное обеспечение для создания и печати трёхмерных моделей; - называть и характеризовать функции инструментов для создания и печати 3Dмоделей. Практическая деятельность: использовать инструменты программного обеспечения для создания и печати 3D-моделей. 15 Прототипирова ние. Виды Понятие «прототипирован Аналитическая деятельность: Проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. Осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательск ой деятельности, реализации на практике достижений науки. Готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции. Формируется целостное мировоззрение. РЭШ прототипов (2 ч) ие». Виды прототипов: промышленные, архитектурные, транспортные, товарные. Создание цифровой объёмной модели. Инструменты для создания цифровой объёмной модели. Направление проектной работы: 6 изделия для внедрения на производстве: прототип изделия из какого-либо материала; 6 готовое изделие, необходимое в быту, на производстве, сувенир (ручка, браслет, футляр, рамка, скульптура, брелок и т.д.); - часть, деталь чего-либо; -модель (автомобиля, игрушки, и др.); - корпус для датчиков, детали робота и др. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору»: - изучать программное обеспечение для создания и печати трёхмерных моделей; - называть и характеризовать функции инструментов для создания и печати 3D-моделей. Практическая деятельность: использовать инструмент программного обеспечения для создания и печати 3D-моделей - определение проблемы, продукта проекта, цели, задач; - анализ ресурсов; - обоснование проекта. 16 17 Классификация 3D-принтеров по конструкции и по назначению (1 ч) Изготовление прототипов с использованием технологическог о оборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и др.) Понятия «3Dпечать», «слайсер», «оборудование», «аппаратура», «САПР», «аддитивные технологии», «декартова система координат». Классификация 3D-принтеров по конструкции и по назначению. Индивидуальны й творческий (учебный) проект «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору»: - выполнение эскиза проектного изделия; - определение материалов, инструментов Аналитическая деятельность: - изучать терминологию 3D-печати, 3Dсканирования; - изучать программное обеспечение для создания и печати трёхмерных моделей; - называть и характеризовать функции инструментов для создания и печати 3D-моделей. Практическая деятельность: использовать инструменты программного обеспечения для создания и печати 3D-моделей 3D-сканер, Понятия «3D- Аналитическая 18 19 устройство, использование для создания прототипов (2 ч) сканирование», «режим сканирования», «баланс белого», «прототип», «скульптинг», «режим правки», «массивы», «рендеринг». деятельность: - изучать терминологию 3D-печати, 3Dсканирования; - проектировать прототипы реальных объектов с помощью 3Dсканера. Практическая деятельность: использовать инструменты программного обеспечения для создания и печати 3D-моделей. Настройка 3Dпринтера и печать прототипа (1 ч) Проектирование прототипов реальных объектов с помощью 3Dсканера. Характеристика филаметов (пластиков). Выбор подходящего для печати пластика . Настраиваемые параметры в слайсере. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору»: выполнение проекта по технологической карте. Аналитическая деятельность: - проектировать прототипы реальных объектов с помощью 3Dсканера; - называть и характеризовать филаметы, выбирать пластик, соответствующий поставленной задаче. Практическая деятельность: использовать инструменты программного обеспечения для печати 3D-моделей Настройка 3Dпринтера и Изготовление прототипов с Аналитическая деятельность: 20 печать прототипа (1 ч) использованием технологическог о оборудования. Загрузка моделей в слайсер. Рациональное размещение объектов на столе. Настройка режима печати. Подготовка задания. Сохранение результатов. Печать моделей. Основные ошибки в настройках слайсера, влияющие на качество печати, и их устранение. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору»: выполнение проекта по технологической карте - разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания; - устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования; - модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей. Практическая деятельность: - использовать инструменты программного обеспечения для печати 3Dмоделей; - выполнять проект по технологической карте. Контроль качества и постобработка распечатанных деталей (1 ч) Изготовление прототипов с использованием с использованием технологическог о оборудования Снятие готовых деталей со стола. Контроль качества и постобработка распечатанных деталей. Аналитическая деятельность: - оценивать качество изделия/прототипа ; - анализировать результаты проектной деятельности. Практическая деятельность: составлять доклад к защите 21 Защита проекта по теме «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)» (1 ч) Индивидуальны й творческий (учебный) проект «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору»: - оценка качества проектного изделия; - подготовка проекта к защите творческого проекта; - предъявлять проектное изделие; - завершать изготовление проектного изделия; - оформлять паспорт проекта. Защита проекта по теме «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)». Анализ и самоанализ результатов проектной деятельности. Профессии, связанные с использованием прототипов. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору»: - самоанализ результатов проектной работы; - защита проекта. Аналитическая деятельность: - называть профессии, связанные с использованием прототипов; - анализировать результаты проектной деятельности. Практическая деятельность: защищать творческий проект. 34 часа Приложение №1 Тематическое планирование 8 класс № урока Наименование разделов и тем урока п/п I Модуль «Производство и технологии» 5 часов 1 Управление в современном производстве 2 Инновационные предприятия 3 Рынок труда. Трудовые ресурсы 4 Выбор профессии 5 Защита проекта «Мир профессий» II Модуль «Компьютерная графика. Черчение» 4ч 6-7 Инструменты для создания 3D-моделей 8 Сложные 3D-модели и сборочные чертежи 9 Сложные 3D-модели и сборочные чертежи III Модуль «Робототехника»14ч 10 Основные принципы теории автоматического управления и регулирования 11-14 Программирование управления датчиками. 15-16 Программирование движения робота, оборудованного датчиками. 17-19 Беспроводное управление роботом. 20-23 Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта. IV Модуль «3D-моделирование, прототипирование» 11 часов 24-25 Технологии создания визуальных моделей 26-27 Прототипирование. Виды прототипов. 28 Классификация 3D-принтеров по конструкции и по назначению. 29-30 3D-сканер, устройство, использование для создания прототипов. 31-32 Настройка 3D-принтера и печать прототипа. 33 Контроль качества и постобработка распечатанных деталей. 34 Защита проекта по теме «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)» Итого: 34 ч. 3. Рынок труда. Трудовые ресурсы 07.09.2023 14.09.2023 1 21.09.2023 2. Инновационные предприятия 1 1 28.09.2023 4. Выбор профессии 5. Защита проекта «Мир профессий» 1 1 1 8. Сложные 3Dмодели и сборочные чертежи 1 1 9. Сложные 3Dмодели и сборочные чертежи 1 10.Основные принципы теории автоматического управления и регулирования 1 1 09.11.2023 7. Инструменты для создания 3Dмоделей 26.10.2023 1 02.11.2023 1 16.11.2023 6. Инструменты для создания 3Dмоделей 1 05.10.2023 1 19.10.2023 1. Управление в современном производстве Всего Контрольные работы Пр ак ти че ч ск а ие с ра Дата о бо изучен в тыия Тема урока Элект ронны е цифро вые образ овател ьные ресурс ы № п/п К о л и ч е с т в о Поурочное планирование 1 Пр ак ти че ч ск а ие с ра Дата о бо изучен в тыия 30.11.2023 1 1 1 1 1 1 1 15.Программирование движения робота, оборудованного датчиками. 1 1 16.Программирование движения робота, оборудованного датчиками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17.Беспроводное управление роботом. 18.Беспроводное управление роботом. 19.Беспроводное управление роботом. 20.Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта. 14.12.2023 21.12.2023 28.12.2023 11.01.2024 14.Программирование управления датчиками. 18.01.2024 13.Программирование управления датчиками. 25.01.2024 12.Программирование управления датчиками. 07.12.2023 1 01.02.2024 Всего Контрольные работы 08.02.2024 11.Программирование управления датчиками. К о л и ч е с т в о Тема урока Элект ронны е цифро вые образ овател ьные ресурс ы № п/п 28.Классификация 3D-принтеров по конструкции и по назначению. 29.3D-сканер, устройство, использование для создания прототипов. 30.3D-сканер, устройство, использование для создания прототипов. Пр ак ти че ч ск а ие с ра Дата о бо изучен в тыия 1 15.02.2024 14.03.2024 1 29.02.2024 1 07.03.2024 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.03.2024 21.03.2024 1 04.04.2024 27.Прототипирование. Виды прототипов. 1 18.04.2024 26.Прототипирование. Виды прототипов. 1 25.04.2024 25.Технологии создания визуальных моделей Всего Контрольные работы 02.05.2024 21.Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта. 22.Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта. 23.Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта. 24.Технологии создания визуальных моделей К о л и ч е с т в о Тема урока Элект ронны е цифро вые образ овател ьные ресурс ы № п/п 1 1 1 1 23.05.2024 33.Контроль качества и постобработка распечатанных деталей. 1 1 30.05.2024 31.Настройка 3Dпринтера и печать прототипа. 16.05.2024 Всего Контрольные работы Пр ак ти че ч ск а ие с ра Дата о бо изучен в тыия К о л и ч е с т в о Тема урока Элект ронны е цифро вые образ овател ьные ресурс ы № п/п 34.Защита проекта по теме «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)» 1 1 Итог: 34 4 32.Настройка 3Dпринтера и печать прототипа. 34 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА «Технология» 5 класс: учебник, / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев и др. – 2-е изд., стереотип. - М.:Просвещение, 2021. – 320с.: ил. «Технология» 6 класс: учебник, / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, Е. Н. Кудакова и др. – 3-е изд., стереотип. - М.:Просвещение, 2022. – 320с.: ил. «Технология» 7 класс: учебник, / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, Е. Н. Кудакова и др. – 4-е изд., переработанное. - М.:Просвещение, 2023. – 320с.: ил. «Технология» 8 - 9 класс: учебник, / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, Е. Н. Кудакова и др. – 4-е изд., переработанное. - М.:Просвещение, 2023. – 320с.: ил. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М.: Дрофа, 2023. — 132 с. — (Российский учебник). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru. Российское образование. Федеральный портал: http://WWW.edu.ru. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ «Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/