Рабочая программа по предмету История 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 г. Солнечногорска
141500, Московская область,
г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9

тел./факс 8-496-2- 64-59-58
e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru

Утверждаю
Директор МБОУ лицей №7
Г.В. Нагорная
2023г.
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 478985)
учебный предмет «История»
для обучающихся 6 классов

Солнечногорск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;





развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2
часа в неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов составляет модуль
«Введение в новейшую историю России»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация
Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских
королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской
власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов.
Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого.
Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его
причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная
Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны:
общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские
правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры;
Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и
славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура
Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура
(архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия
арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение
ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский
халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и
наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное
производство.
Натуральное
хозяйство.
Феодальное
землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок
сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора,
повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи
и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление.
Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые
пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов.
Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и
православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти.
Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены.
Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в
Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя
в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских
странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных
противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское
движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв.
Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение
Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни
человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный
характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной
культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее
Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского
книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение
Византии), управление империей, положение покоренных народов.
Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания
Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями.
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей.
Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и
управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств,
вторжение мусульман, Делийский султанат.

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные
искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные
верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации
российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое
искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности
перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы
древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и
их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии.
Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном
веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов.
Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян,
их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские
общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство
восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания
русской
государственности:
природно-климатический
фактор
и
политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой
политической и этнической карты континента.

Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь.
Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые
русские князья. Отношения с Византийской империей, странами
Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских
степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский
торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства
Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения
Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориальнополитическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник,
тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между
сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья,
дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и
зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные
уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика
и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами
(Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном
контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь,
сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства.
Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение
грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово
Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и
Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет».
Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись.
Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная
церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств.
Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей:

Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли,
имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного
строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и
памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила
Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы СевероВосточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли,
Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его
потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой
Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система
зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское
иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского
государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные
земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова.
Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах
Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.
Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего
положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви
в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и
преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в
XIII–XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика,
культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства
во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское
ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда.
Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа.
Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их
роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира
в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное
взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации

(взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов
Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла.
Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля.
Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским
государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная
война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.
Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой,
Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение
Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире.
Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери.
Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей
Московского
государства.
Принятие
общерусского
Судебника.
Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в
устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский
титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии
Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси.
Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства.
Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение
за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен
мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в
древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории
своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов
отечественной истории).
Обобщение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции
и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как

воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать

исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты важнейших событий Средневековья, определять их
принадлежность к веку, историческому периоду;
 называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков,
их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы
становления и развития Русского государства);
 устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и
всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи
Средневековья;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
 находить и показывать на карте исторические объекты, используя
легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
 извлекать из карты информацию о территории, экономических и
культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов,
завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой
истории.
4. Работа с историческими источниками:
 различать основные виды письменных источников Средневековья
(летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература,
источники личного происхождения);
 характеризовать авторство, время, место создания источника;
 выделять в тексте письменного источника исторические описания
(хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности,
последствий исторических событий);

находить в визуальном источнике и вещественном памятнике
ключевые символы, образы;
 характеризовать позицию автора письменного и визуального
исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей
истории в эпоху Средневековья, их участниках;
 составлять
краткую характеристику (исторический портрет)
известных деятелей отечественной и всеобщей истории
средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные
качества, основные деяния);
 рассказывать об образе жизни различных групп населения в
средневековых обществах на Руси и в других странах;
 представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
представлений средневекового человека о мире;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на
примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной
и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
б) соотносить объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах;
 проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному
плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья,
приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять,
на каких фактах они основаны;
 высказывать
отношение к поступкам и качествам людей
средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия
современного человека.


8. Применение исторических знаний:
 объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других
стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в
современном мире;
 выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе
на региональном материале).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков
1.1

Введение

1

1.2

Народы Европы в раннее
Средневековье

4

1.3

Византийская империя в VI—XI вв.

2

1.4

Арабы в VI—ХI вв.

2

1.5

Средневековое европейское общество

3

1.6

Государства Европы в XII—XV вв.

4

1.7

Культура средневековой Европы

2

1.8

Страны Востока в Средние века

3

1.9

Государства доколумбовой Америки в
Средние века

1

1.10

Обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Итого по разделу

23

Раздел 2. История России. От Руси к Российскому государству
2.1

Введение

1

2.2

Народы и государства на территории
нашей страны в древности. Восточная
Европа в середине I тыс. н. э.

5

2.3

Русь в IX — начале XII в.

13

2.4

Русь в середине XII — начале XIII в.

6

2.5

Русские земли и их соседи в середине
XIII — XIV в.

10

2.6

Формирование единого Русского
государства в XV в.

8

2.7

Наш край с древнейших времен до
конца XV в.

1

2.8

Обобщение

1

Итого по разделу

45

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС

№
п/
п

Тема урока

Все
го

1

Средние века:
понятие,
хронологические
рамки и
периодизация
Средневековья

2

Падение
Западной
Римской
империи и
возникновение
варварских
королевств

3

Коли
честв
о
часо
в

Франкское
государство в
VIII—IX вв.

Дата изучения по факту

Дата изучения по плану

6А

6Б

6В

6Г

6А

6Б

6В

6Г

Электро
нные
цифров
ые
образов
ательны
е
ресурсы

Библиот
ека ЦОК
1

1.09

1.09

1.09

1. 09

https://m.
edsoo.ru/8
8647fa4

Библиот
ека ЦОК
1

6. 09

6. 09

6. 09

5.09

https://m.
edsoo.ru/8
86480bc

Библиот
ека ЦОК
1

8.09

8.09

8.09

8.09

https://m.
edsoo.ru/8
86481d4

4

5

Государства
Западной
Европы,
Британия и
Ирландия в
раннее
Средневековье
Ранние
славянские
государства

Библиот
ека ЦОК
1

1

13.09

15. 09

13.09

15. 09

13.09

12.09

https://m.
edsoo.ru/8
86482ec

15.09

Библиот
ека ЦОК

15. 09

https://m.
edsoo.ru/8
864840e

19.09
6

Византия в VI-XI
вв.

7

Культура
Византии

8

Аравийский
полуостров:
природные
условия,
основные
занятия жителей,
верования.
Арабский

1

20.09

20.09

20.09

Библиот
ека ЦОК
https://m.
edsoo.ru/8
86485bc

Библиот
ека ЦОК
1

22.09

22.09

22.09

22.09

https://m.
edsoo.ru/8
86486e8

Библиот
ека ЦОК
1

27.09

27.09

27.09

26.09

https://m.
edsoo.ru/8
864880a

халифат: его
расцвет и распад

9

Культура
исламского мира

10

Феодалы и
крестьянство в
средние века

11

Средневековые
города —
центры ремесла,
торговли,
культуры

12

Церковь и
духовенство в
средневековом
обществе

13

Усиление
королевской
власти в странах
Западной
Европы

14

Реконкиста и
образование
централизованн

Библиот
ека ЦОК
1

29.09

29.09

29.09

29.09

https://m.
edsoo.ru/8
864892c

Библиот
ека ЦОК
1

4. 10.

4. 10.

4. 10.

3.10

https://m.
edsoo.ru/8
8648a44

Библиот
ека ЦОК
1

1

6. 10

18. 10

6. 10

18. 10

6. 10

6.10

https://m.
edsoo.ru/8
8648b5c

17.10

Библиот
ека ЦОК

18. 10

https://m.
edsoo.ru/8
8648c7e

Библиот
ека ЦОК
1

1

20. 10

25. 10

20. 10

25. 10

20. 10

25. 10

20.10

24.10

https://m.
edsoo.ru/8
8648e36

Библиот
ека ЦОК
https://m.

ых государств
наПиренейском
полуострове

15

Обострение
социальных
противоречий в
ХIV в. (Жакерия,
восстание Уота
Тайлера).
Гуситское
движение в
Чехии

16

Византийская
империя и
славянские
государства в
XII—XV вв.

17

Религия и
культура
средневековой
Европы

18

Гуманизм.
Раннее
Возрождение

19

Османская
империя и

edsoo.ru/8
8648f62

Библиот
ека ЦОК
1

27. 10

27. 10

27. 10

27.10

https://m.
edsoo.ru/8
8649070

Библиот
ека ЦОК
1

1. 11

2. 11

3. 11

31.10

https://m.
edsoo.ru/8
864919c

Библиот
ека ЦОК
1

3.11

3.11

3.11

3.11

https://m.
edsoo.ru/8
86492be

Библиот
ека ЦОК
1

1

8. 11

10. 11

8. 11

10. 11

8. 11

10. 11

7.11

10.11

https://m.
edsoo.ru/8
86493d6

Библиот
ека ЦОК
https://m.

Монгольская
держава в
Средние века

20

Китай и Япония
в Средние века

21

Индия в Средние
века

22

Цивилизации
майя, ацтеков и
инков

23

Историческое и
культурное
наследие
Средних веков

edsoo.ru/8
86494f8

Библиот
ека ЦОК
1

15. 11

15. 11

15. 11

14.11

https://m.
edsoo.ru/8
8649872

Библиот
ека ЦОК
1

17. 11

17. 11

17. 11

17.11

https://m.
edsoo.ru/8
8649a5c

Библиот
ека ЦОК
1

29. 11

29. 11

29. 11

28.11

https://m.
edsoo.ru/8
8649b92

Библиот
ека ЦОК
1

1. 12

2. 12

3. 12

1.12

https://m.
edsoo.ru/8
8649cd2

Библиот
ека ЦОК

24

Роль и место
России в
мировой истории

1

25

Заселение
территории

1

6. 12

8. 12

6. 12

8. 12

6. 12

8. 12

5.12

https://m.
edsoo.ru/8
a17efa2

8.12

Библиот
ека ЦОК

26

нашей страны
человеком

https://m.
edsoo.ru/8
a17f31c

Народы и
государства на
территории
нашей страны в
древности

Библиот
ека ЦОК

27

Великое
переселение
народов

28

Хозяйство, быт и
верования
восточных
славян

29

Страны и
народы
Восточной
Европы, Сибири
и Дальнего
Востока

30

Образование
государства
Русь.
Исторические
условия
складывания

1

13. 12

13. 12

13. 12

12.12

https://m.
edsoo.ru/8
a17f448

Библиот
ека ЦОК
1

15. 12

15. 12

15. 12

15.12

https://m.
edsoo.ru/8
a17f560

Библиот
ека ЦОК
1

20. 12.

20. 12.

20. 12.

19.12

https://m.
edsoo.ru/8
a17f66e

Библиот
ека ЦОК
1

22. 12

22. 12

22. 12

22.12

https://m.
edsoo.ru/8
a17f790

Библиот
ека ЦОК
1

27. 12

27. 12

27. 12

26.12

https://m.
edsoo.ru/8
a17f916

русской
государственнос
ти

31

Формирование
государства Русь

32

Внешняя
политика Руси в
IX-XI вв.

33

Принятие
христианства и
его значение

34

Русь в конце X
— начале XII в.

Библиот
ека ЦОК
1

29. 12

29. 12

29. 12

29.12

https://m.
edsoo.ru/8
a17fad8

Библиот
ека ЦОК
1

10. 01

10. 01

10. 01

9.01

https://m.
edsoo.ru/8
a17ff2e

Библиот
ека ЦОК
1

12. 01

12. 01

12. 01

12.01

https://m.
edsoo.ru/8
a180140

Библиот
ека ЦОК
1

17. 01

17. 01

17. 01

16.01

https://m.
edsoo.ru/8
a18030c

Библиот
ека ЦОК

35

Территориальнополитическая
структура Руси

1

19.01

19.01

19.01

36

Внутренняя и
внешняя

1

24. 01

24. 01

24. 01

19.01

23.01

https://m.
edsoo.ru/8
a1804f6

Библиот
ека ЦОК

политика
русских князей в
конце X —
первой трети XII
в.

37

Русская церковь
в X- начале XII
в.

38

Древнерусское
право: Русская
Правда,
церковные
уставы

39

Внешняя
политика и
международные
связи Руси

40

Культурное
пространство:
повседневная
жизнь, сельский
и городской быт

41

Формирование
единого
культурного
пространства.

https://m.
edsoo.ru/8
a1806a4

Библиот
ека ЦОК
1

26. 01

26. 01

26. 01

26.01

https://m.
edsoo.ru/8
a180848

Библиот
ека ЦОК
1

31. 01

31. 01

31. 01

30.01

https://m.
edsoo.ru/8
a180c26

Библиот
ека ЦОК
1

1. 02

2. 02

3. 02

2.02

https://m.
edsoo.ru/8
a180e06

Библиот
ека ЦОК
1

7. 02

7. 02

7. 02

6.02

https://m.
edsoo.ru/8
a180fd2

Библиот
ека ЦОК
1

9. 02

9. 02

9. 02

9.02

https://m.
edsoo.ru/8
a181194

42

Художественная
культура и
ремесло Руси

43

Формирование
системы земель
—
самостоятельных
государств

44

Важнейшие
земли,
управляемые
ветвями
княжеского рода
Рюриковичей:
Черниговская,
Смоленская,
Галицкая,
Волынская,
Суздальская

45

Земли, имевшие
особый статус:
Киевская и
Новгородская

46

Эволюция
общественного
строя и права;
внешняя

Библиот
ека ЦОК
1

14. 02

14. 02

14. 02

13.02

https://m.
edsoo.ru/8
a18134c

Библиот
ека ЦОК
1

16. 02

16. 02

16. 02

16.02

https://m.
edsoo.ru/8
a181518

Библиот
ека ЦОК
1

28. 02

28. 02

28. 02

27.02

https://m.
edsoo.ru/8
a1816e4

Библиот
ека ЦОК
1

1

1. 03

6. 03

2. 03

6. 03

3. 03

6. 03

1.03

5.03

https://m.
edsoo.ru/8
a181d1a

Библиот
ека ЦОК
https://m.
edsoo.ru/8

политика
русских земель

47

Формирование
региональных
центров
культуры

a1821b6

Библиот
ека ЦОК
1

8. 03

8. 03

8. 03

48

49

Возникновение
Монгольской
империи и ее
завоевательные
походы

1

15. 03

15. 03

15. 03

50

Борьба Руси
против
монгольского
нашествия.

1

20. 03

20. 03

20. 03

51

52

Северо-западные
земли:
Новгородская и
Псковская

https://m.
edsoo.ru/8
a18230a

Библиот
ека ЦОК

Белокаменные
храмы СевероВосточной Руси

Южные и
западные
русские земли

8.03

1

13. 03

13. 03

13. 03

12.03

https://m.
edsoo.ru/8
a182436

Библиот
ека ЦОК
15.03

https://m.
edsoo.ru/8
a182562

19.03
Библиот
ека ЦОК

1

1

22.03

27. 03

22.03

27. 03

22.03

27. 03

22.03

https://m.
edsoo.ru/8
a182954

Библиот
ека ЦОК
26.03

https://m.
edsoo.ru/8

2a182c92

53

Ордена
крестоносцев и
борьба с их
экспансией на
западных
границах Руси

54

Княжества
СевероВосточной Руси.

55

Дмитрий
Донской.
Куликовская
битва

56

Роль
Православной
церкви в
ордынский
период русской
истории

57

Народы и
государства
степной зоны
Восточной
Европы и
Сибири в XIII–
XV веках

1

29. 03

29. 03

29. 03

29.03

Библиот
ека ЦОК
1

3.04

3.04

3.04

2.04

https://m.
edsoo.ru/8
a182e5e

Библиот
ека ЦОК
1

5. 04

5. 04

5. 04

5.04

16.04
1

17. 04

17. 04

17. 04

https://m.
edsoo.ru/8
a183002

Библиот
ека ЦОК
https://m.
edsoo.ru/8
a1831d8

19.04
Библиот
ека ЦОК
1

19. 04

19. 04

19. 04

https://m.
edsoo.ru/8
a1835b6

58

Культурное
пространство
Руси в XIII-XIV
вв.

Библиот
ека ЦОК
1

59

Объединение
русских земель
вокруг Москвы

60

Новгород и
Псков в XV в :
политический
строй,
отношения с
Москвой,
Ливонским
орденом, Ганзой,
Великим
княжеством
Литовским

61

Падение
Византии и рост
церковнополитической
роли Москвы в
православном
Мире

1

62

Присоединение
Новгорода и

1

1

24. 04

26. 04

24. 04

26. 04

24. 04

23.04

https://m.
edsoo.ru/8
a1837d2

26.04

Библиот
ека ЦОК

26. 04

https://m.
edsoo.ru/8
a183994

Библиот
ека ЦОК
1

1. 05

2. 05

3. 05

30.04

https://m.
edsoo.ru/8
a183e76

Библиот
ека ЦОК
3.05

8. 05

3.05

8. 05

3.05

8. 05

3.05

7.05

https://m.
edsoo.ru/8
a18402e

Библиот
ека ЦОК

Твери
Ликвидация
зависимости от
Орды

https://m.
edsoo.ru/8
a1841c8

63

Формирование
системы
управления
единого
государства при
Иване III

64

Культурное
пространство
Русского
государства в
XV веке

65

Развитие
культуры
единого
Русского
государства:
летописание и
житийная
литература

66

Искусство и
повседневная
жизнь населения
Руси

1

22. 05

22. 05

22. 05

21.05

https://m.
edsoo.ru/8
a184dda

67

Наш край с

1

24. 05

24. 05

24. 05

24.05

Библиот

1

10. 05

10. 05

10. 05

10.05

Библиот
ека ЦОК
https://m.
edsoo.ru/8
a184358

Библиот
ека ЦОК
1

15. 05

15. 05

15. 05

14.05

https://m.
edsoo.ru/8
a1844de

Библиот
ека ЦОК
1

17. 05

17. 05

17. 05

17.05

https://m.
edsoo.ru/8
a18466e

Библиот
ека ЦОК

древнейших
времен до конца
XV в.

68

Обобщение по
теме "От Руси к
Российскому
государству"

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ека ЦОК
https://m.
edsoo.ru/8
a185154

1

68

29. 05

29. 05

29. 05

28.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».