Рабочая программа по предмету Финансовая грамотность 11 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 г. Солнечногорска
141500, Московская область,
г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9

тел./факс 8-496-2- 64-59-58
e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru

Утверждаю
Директор МБОУ лицей №7
Г.В. Нагорная
Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАММОТНОСТИ
(базовый уровень)
11 КЛАСС

Составитель учитель
истории и обществознания
Крылов К. А.

2023-2024 учебный год
1

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса:
•
способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
•
сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами;
•
понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
•
готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов
по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
•
готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
•
сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как
условию достижения финансового благополучия;
•
способность осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и
педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Метапредметные результаты освоения курса:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых
проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по
финансовой грамотности.
Предметные результаты:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит;
ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование;
договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование;
страхование жизни; страховой случай.
• владение знанием:
- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях
и ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы,
особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования
денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых
рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и
их специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них.

2

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Страхование. (6 часов).
Виды страхования в России. Субъекты страхования. Объекты страхования. Составление
договора страхования. Исключения из страхового покрытия. Виды страхования. Страховая
сумма, страховой тариф, страховая премия (взносы). Срок страхования, порядок
исполнения и прекращения договора страхования. Страховые компании и ихвыбор.
Раздел 2. Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 часов).
Бизнес, предпринимательство, стартап, организационно-правовая форма, индивидуальный
предприниматель, хозяйственное общество, вид экономической деятельности. Бизнесплан, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план,
срок окупаемости. Маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности. Доходы,
расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный
капитал, кредит, лизинг, основные средства, оборотные средства, бизнес-ангел, венчурный
инвестор. Налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса, упрощённая система
налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на
вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН). Предпринимательская
деятельность, финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации,
риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск.
Раздел 3. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.(5 часов)
Финансовое мошенничество, финансовая пирамида. Фишинг, фарминг, Evil Twin /
Honeypot, нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP).
Раздел. 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (8 часов).
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж,
страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная
пенсия. Накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая
компания, инвестирование пенсионных накоплений. Надёжность негосударственного
пенсионного фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок
функционирования негосударственного пенсионного фонда.

3

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
№
урока
по
теме
Раздел 1. Страхование. (6 часов).
1
1
Страховой
рынок
России: коротко о
главном
2
2
Страхование
имущества
№
урока
п/п

3

3

Личное страхование

Виды, формы и содержание
деятельности учащихся. Содержание
воспитательного потенциала уроков.
Выяснить
структуру
и
особенности
страхового рынка в России. Определять
субъектов страховых отношений, алгоритм
действий при наступлении страховых
случаев,
понимать
основные
идеи
страхования как способа возме-щения
финансовых потерь от неблагоприятных
событий, определять жизненные ситуации,
при которых страхование может дать
положительный эффект. Характеризовать
принципы
организации
страховых
отношений, функции и обязанности их
основных участников, порядок действий
страхователя при наступлении страхового
случая. Определять
основания отказа
страховщиком в страховых выплатах;
необходимость страхования как способа
снижения нагрузки на семейный бюджет.
Оценивать
соответствие
условий
страхования конкретным потребностям
страхователя. различать виды страхования
имущества.
Осуществлять
поиск
информации на сайтах страховых компаний

4

Дата по
плану
11В

02.09.

09.09.

16.09.

Дата по
факту
11В

о предлагаемых страховых продуктах
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников.
4

5

4

5

Страхование
гражданской
ответственности

Понимать суть страхования гражданской
ответственности,
его
возможности;
характеризовать организацию страхования
гражданской ответственности в России,
перечень страховых случаев по договору
страхования гражданской ответственности.
Выяснить
особенности
осуществления
страховой выплаты по договору страхования
ответствен-ности; основания отказа
в
страховых
выплатах.
Производить
примерный расчёт стоимости договора
страхования гражданской ответственности.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Как
правильно Понимать необходимость выбора надёжного
выбрать страховщика страховщика для сохранения семейного
бюджета.
Характеризовать
показатели
надёжности страховой компании, источники
5

23.09.

30.09.

информации
для
оценки
надёжности
страховой компании; обоснованность отказа в
страховой выплате. Определять алгоритм
действий страхователя при необоснованном
отказе в страховой выплате. Находить
информацию
для
проведения
оценки
надёжности страховой компании. определять
её надёжность; критически относиться к
активной рекламе страховых продуктов,
принимать решения о страховании на основе
аннализа ситуации.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
6
6
Страхование.
Создавать и реализовывать самостоятельные
проекты;
проводить
самостоятельное
исследование; генерировать идеи, создавать
научно-публи-цистические тексты; находить
актуальную информацию в сети Интернет для
решения финансовых задач
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
2. Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 часов)
6

14.10.

7-8

9-10

7-8

9-10

Создание
собственного бизнеса

Бизнес-план

Знать преимущества и недостатки различных
организационно-правовых
форм
бизнес,
правила
создания
нового
бизнеса,
федеральные,
региональные,
местные
программы поддержки и развития бизнеса;
служб, оказывающих юридическую помощь
при открытии собственного дела. Выяснить
условия, стартапа. Понимать сложность и
ответственность занятия бизнесом. Характеризовать основные факторы предпринимательского успеха, возможные цели
начального
этапа
бизнеса.
Выяснить
механизм регистрации бизнеса; ответственность предпринимателя, права и
обязанности,
возникающих
вследствие
регистрации хозяйственного общества или
индивидуального
предпринимателя.
Понимать
необходимость
осознанного
осуществления выбора организационноправовой формы предпринимательства. Знать
перечень необходимых документов для
регистрации собственного бизнеса.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Характеризовать основные элементы бизнесплана, последовательность его составления.
Понимать
необходимость
осознанного
7

21.10.

28.10.
04.11.
11.11.

11-12

11-12

Расходы и доходы в
собственном бизнесе.

решения об открытии собственного бизнеса.
Выяснить роль бизнес-плана в успешной
реализации
бизнес-идеи;
сущность
маркетинга как инструмента развития
бизнеса. Развивать умения составлять бизнесплан по алгоритму; поиска информации для
вы-явления востребованной бизнес-идеи.
Определять маркетинговые инструменты
развития
конкретного
бизнеса.
Анализировать сильные и слабые стороны
бизнес-идеи;
оценивать
угрозы
и
возможности
реализации
бизнес-идеи.
Моделировать бизнес-план для реализации
бизнес-идеи.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Выяснить виды финансовых ресурсов
компании, способы и механизмы формирования капитала и прибыли компании.
Формировать понимание необходимости учёта
доходов и расходов в процессе ведения
бизнеса. Характеризовать структуры затрат
производства продукции, способов её
снижения; механизмы формирования чистой
прибыли, её роль в благосостоянии собственника. Определять источники средств развития
фирмы, их влияние на устой8

25.11

02.12.

13-14

13-14

чивость
бизнеса;
трудности,
ведения
собственного дела. Развивать умения поиска
актуальной информации о стартапах, ведении
бизнеса;
рассчитывать
стоимость
привлечения
отдельных
финансовых
ресурсов для развития организации; вести
простые финансовые расчеты: издержки,
доход, прибыль. Выявлять источники
формирования собственного и заёмного
капитала компании.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Налогообложение
Характеризовать виды режимов наломалого и среднего гообложения бизнеса, обязательств при
бизнеса
выборе одного из них. Выяснить влияние
режима налогообложения на величину
прибыли; механизм исчисления налогов.
Формировать
умения
рассчитывать
налоговую нагрузку на бизнес в рамках
выбранного режима налогообложения;поиска
актуальной информации о порядке расчёта и
уплаты налогов на официальных сайтах
министерств и ведомств в сети Интер- нет.
Анализировать последствия выбора режима
налогообложения для бизнеса;
осознанно выбирать оптимальный режим
налогообложения для конкретного вида
9

09.12.

16.12.

деятельности. Осознавать ответственность за
неуплату налогов.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

15-16

15-16

Финансовые риски в Характеризовать
виды
рисков
предпредпринимательской принимательской деятельности, способы их
деятельности
нейтрализации. Формировать понимание
рискованности
предпринимательской
деятельности;
сущности
предпринимательских
рисков,
их
источников. Выяснить методы управления
предпринимательскими
рисками
для
снижения финансовых потерь. Развивать
умения элементарных расчетов суммы
потерь бизнеса; выбора инструмента для
нейтрализации
рисков
и
снижения
последствий их воздействия.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
10

23.12.

30.12

информации и познавательная деятельность
учеников

17

17

Собственный бизнес

Решать познавательные задания.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

3. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой
( 5 часов)
Финансовая
Выяснить признаки финансовой пирамиды,
пирамида: как не механизмы
её
функционирования,
18-19
попасть
в
сети возможные последствия участия в ней;
мошенников
службы, защищающие от финансового
11

13.01.

20.01.
27.01.

20-21

20-21

мошенничества. Определить и объяснять
причины
вовлечения
населения
в
финансовую пирамиду; характеризовать
юридическую
ответственность
за
организацию финансовых пирамид. Развивать
умения поиска актуальной информации на
сайтах компаний и государственных служб;
развивать критическое мышление в отношении рекламных сообщений; оценивания
рисков финансовых инвестиций.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Виртуальные
Характеризовать
финансовые мошенловушки:
как
не ничества в сети Интернет, их механизм,
потерять деньги при
последствия участия в них, способы
работе
в
сети сохранения личного бюджета от интернетИнтернет
мошенников.
Развивать
умения
распознавания и защиты от виртуальных
ловушек, мошеннических атак в Интернете;
критической оценки информации участников
финансового рынка, СМИ и других
источников
финансово-экономического
характера.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная
мотивация
школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
12

03.02.

10.02.

внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

22

22

Обобщение
систематизация
знаний

и Решать познавательные задания

4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
(8 часов)
Как
формируется Знать
основы
функционирования
пенсия
пенсионной системы в России, виды пенсий,
условия
их
получения,
способы
формирования будущей пенсии, факторы,
определяющих её размер. Формировать
понимание личной ответствен-ности в
пенсионном
обеспечении.
Сравнивать
23-24
23-24
страховую
пенсию
по
старости
и
накопительную,
выяснить
способы
увеличения будущей собственной пенсии и
сопряжённых с ними рисков. Развивать
умения поиска актуальной информации на
сайте ПФР РФ условного расчёта будущей
пенсии.
13

17.02.

03.03.

10.03.

Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников.

25-26

27-28

25-26

27-28

Как
распорядиться Выяснить основы формирования будущей
своими пенсионными пенсии через управление накопи-тельной
накоплениями
пенсией. Характеризовать существующие
программы
пенсионного
обеспечения.
Формировать
понимание
личной
ответственности в пенсионном обеспечении;
роли накопительной пенсии на величину
будущей пенсии гражданина; понимание
рисков, различных программ пенсионного
обеспечения.
Сравнивать
способы
управления
накопительной
пенсией,
находить оптимальный вариант.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Как
выбрать Выяснить
основы
функционирования
негосударственный
негосударственных пенсионных фондов,
пенсионный фонд
характеризовать критерии выбора.
14

17.03.

24.03.
31.03.
14.04.

29

30

29

30

Выбери
свой Формировать
понимание
личной
негосударственный
ответственности в пенсионном обеспечении;
пенсионный фонд
рисков
выбора
негосударственного
пенсионного фонда; последствий этого
выбора. Развивать умения критической
оценки
рекламных
предложений
по
увеличению будущей пенсии; к информации
о
деятельности
негосударственных
пенсионных фондов. Выяснить влияние
политики негосударственного пенсионного
фонда на размер пенсии гражданина.
Развивать умения поиска информации о
деятельности
негосу-дарственных
пенсионных фондов; способов управления
собственными пенсионными накоплениями.
Обосновывать
аргументами
принятие
финансовых решений, прогнозировать их
последствия.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников
Обеспеченная
Решение познавательных заданий.
старость:
Воспитательный потенциал: Повышается
возможности
познавательная
мотивация
школьников,
пенсионного
развивается опыт ведения конструктивного
накопления
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
15

21.04.

28.04.

учеников
5. Итоговыйконтролькурса11 класса(4 часа).
31
31
Страхование.
Собственный бизнес:
32
32
как создать и не
потерять
33
33
Финансовые
мошенничества

34

34

Решение
познавательных
заданий,
презентация проектов по тематике курса
финансовой грамотности 11 класса.
Воспитательный потенциал: Повышается
познавательная мотивация школьников,
развивается опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы; повышается
внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность
учеников

Урок-резерв

16

05.05.

12.05.

19.05.
26.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».