Рабочая программа по предмету Право 11 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 г. Солнечногорска
141500, Московская область,
г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9

тел./факс 8-496-2- 64-59-58
e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru

Утверждаю
Директор МБОУ лицей №7
Г.В. Нагорная
Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАВО
(базовый уровень)
11 КЛАСС
Составитель учитель
истории и обществознания
Крылов К. А.

2023 -2024 учебный год
1

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
среднего(полного) общего образования должны отражать:
1) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного,
активного и ответственного члена российского общества:
2) понимание системы и структуры права, современных правовых систем;
3) понимание общих правил применения права; содержание прав и свобод человека;
понятия и принципы правосудия:
4) знания органов и способов международно - правовой защиты прав человека.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) характеристику права как элемента культуры общества; систему законодательства;
основных отраслей права; систему конституционных прав и свобод человека и
гражданина;
2) выделять механизмы реализации и защиты; избирательный и законодательный
процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной
власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых
споров;
3) применять в деятельности порядок заключения и расторжения трудовых
договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;
Предметные результаты:
1) сформированные знания об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) – различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства;
основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел,
прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека;
объекты
гражданского
оборота;
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и
способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
3) приводить
примеры
различных
видов
правоотношений,
правонарушений,
ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических
правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде;
общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной
практики;
4) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: поиска, анализа и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных
условий их реализации; изложения и аргументации собственных суждений о
происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; осуществление учебных
исследований и проектов по правовой тематике; выбора, соответствующих закону
форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных
правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных
прав; способы и порядок разрешения споров; обращения в надлежащие органы за
квалифицированной юридической помощью.

2

Содержание учебного
предмета
Тема 1. Гражданское право.
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, егосодержание и
особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки,
договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие
собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты
собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация.
Защита права собственности. Прекращение права собственности. Гражданская
правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или
ограниченно дееспособным. Гражданские права не с о в ер ш енно л етних .
Э м ан сип аци я . Предп ри н и м ат ель и предпринимательская деятельность. Виды
предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение
вреда.
Тема 2. Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового
законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит. Налоги с физических лиц.
Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о
доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и
уголовная ответственность.
Тема 3. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены
семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок
регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные
права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности
родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека,
попечительство.
Тема 4. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые
правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор.
Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный
договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора. Оплата труда.
Заработная плата в производственной сфере. Системы оплатытруда: повременная,
сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за
соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и
несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по
трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего
трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников.
Порядки возмещения ущерба.
Тема 5. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое
регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об
административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки
3

и виды административных правонарушений. Административные наказания,
виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

их

Тема 6. Уголовное право и основы судопроизводства
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права.
Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления.
Категории
преступлений.
Неоднократность
преступлений.
Совокупность
преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная
ответственность. Уголовное наказание, его цели. Видынаказания. Наказания основные
и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Гражданское
процессуальное
право
(гражданский
процесс).
Особенности
уголовного
судопроизводства (уголовный процесс).
Тема 7. Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание
совершенствования правовой культуры.

4

правовой

культуры.

Пути

Календарно-тематическое планирование
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№
урок
а
п/п

№
урок
а по
теме

Тема урока

Виды, формы и содержание
деятельности учащихся.
Содержание воспитательного
потенциала уроков.

Дата по плану
11Б
11В

Тема 1. Гражданское право - 14 часов
Ученик научится раскрывать особенности гражданской
дееспособности;
характеризовать
гражданские
правоотношения;
анализировать
практические
ситуации,
связанные
с
гражданскими
правоотношениями поиска, анализа, интерпретации и
использования правовой информации; анализа текстов
законодательных актов, норм права с точки зрения
конкретных условий их реализации; изложения и
аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права;
Ученик получит возможность научиться применять
правила (нормы) отношений, направленных на
согласование интересов различных сторон (на заданных
примерах); осуществления учебных исследований и
проектов по правовой тематике. Готовиться к
олимпиадам и конкурсам.
Воспитательный потенциал: : повышается познавательная
мотивация школьников, развивается опыт ведения
конструктивного
диалога,
командной
работы;
повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников.
1-2

1-2

Понятие

и

источники Характеризует понятия
5

01.09.

06.09.

Дата по факту
11Б
11В

гражданского права. Субъекты «гражданское право»,
гражданского права
«источники
гражданского права»,
«субъекты
гражданского права».
Рассказывает об
особенностях
Гражданского кодекса
РФ. Анализирует
причины и цели
обновления
гражданского права в
России.

3-4

3-4

Гражданская
правоспособность и
дееспособность. Гражданские
права несовершеннолетних

Объясняет содержание
понятия «гражданская
дееспособность» и
приводит
обстоятельства, при
которых граждане
могут быть признаны
недееспособными.
Характеризует
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних
граждан.
6

07.09.

07.09.

08.09.

13.09.

14.09.

14.09.

5-6

7-8

5-6

7-8

Предпринимательство
Юридические лица.
Организационно-правовые
формы и правовой режим
предпринимательской
деятельности

Право собственности

Объясняет содержание
понятия
«предпринимательская
деятельность»,
называет различные
организационноправовые формы
предпринимательской
деятельности и
характеризует каждую
из них. Сравнивает
акционерное и
унитарное
предприятие.
Объясняет социальноэкономическое
и
юридическое
содержание понятия
«собственность»,
называет
формы
собственности,
закрепленные
в
Конституции
РФ.
Характеризует права и
полномочия
собственника и его
возможности защитить
свою собственность
7

15.09.

20.09.

21.09.

21.09.

22.09.

27.09.

28.09.

28.09.

9-10

9-10

Наследование. Страхование

Характеризует
содержание института
наследования.
Объясняет процедуру
перехода наследства к
наследникам.
Рассказывает о
порядке и видах
страхования.
Высказывает
свое
мнение по вопросу:
какие
договоры
страхования
полезно
заключать в наше время
и почему

1112

11-12

Обязательственное право.
Споры,
порядок
их
рассмотрения.
Гражданское
процессуальное право.
Основные
правила
и
принципы
гражданского
процесса

Характеризует
понятие
«обязательственное
право».
Сравнивает
договор и сделку,
называя их сходство и
различие. Объясняет,
какие виды договоров

8

29.09.

11.10.

12.10.

12.10.

13.10.

18.10.

предусмотрены
обязательственным
правом.
Характеризует
гражданское
процессуальное право.
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
договорная дисциплина:
с чего начать?
1314

13-14

Способы
защиты
имущественных
и
неимущественных прав.
Порядок
оказания
платных образовательных
услуг.
Причинение
и
возмещениявреда

Объясняет содержание
понятия
«нематериальные
блага», рассказывает о
путях
защиты
материальных
и
нематериальных благ.
Называет
основания
возникновения
внедоговорных
обязательств.
Объясняет содержание
понятия « принцип
полного
возмещения
вреда».
Высказывает
свое
мнение
по
проблеме: можно ли
победить видеопиратов

Тема 2. Налоговое право - 10 часов
Ученик научится различать и характеризовать налоговые органы и виды
налогов, анализировать налогообложение как физических, так и
9

19.10.

19.10.

20.10.

25.10.

26.10.

26.10.

юридических лиц, а также раскрывать содержание и основания
наступления ответственности за уклонение отуплаты налогов.
Ученик получит возможность научиться применять нормы налогового
законодательства на практике, анализировать практические ситуации в
сфере уплаты и начисления налогов, а также обращаться в налоговые
органы
Воспитательный потенциал: повышается познавательная мотивация
школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога,
командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников.
1516

15-16

Налоговое право. Права
и
обязанности
налогоплательщиков.
Налоговые органы. Аудит

Дает
определение
понятия
«налог».
Характеризует
особенности
российского
налогового
права.
Называет
источники
налогового
права,
обязанности и права
налогоплательщиков.
Объясняет содержание
понятия «аудит».
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
государство не может
собрать
всех
запланированных
налогов – где выход?

10

27.10.

01.11.

02.11.

02.11.

1718

1920

17-18

19-20

Виды налогов

Налогообложение
юридических лиц

Называет
виды
налогов.
Сравнивает
прямые и косвенные
налоги. Характеризует
понятие
«система
налогов».
Осуществляет
самостоятельный
поиск информации о
местных налогах.
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
почему в странах с
неблагополучной
экономикой
предпочтение
отдают
косвенным налогам, а в
богатых – прямым.
Характеризует
содержание понятия
«юридическое лицо» в
налоговом праве.
Называет
законы,
регулирующие
взимание налогов с
юридических
лиц.

11

03.11.

08.11.

09.11.

09.11.

10.11.

22.11.

Объясняет содержание
понятий «налог на
добавленную
стоимость», «акциз»,
«налог на прибыль».
Рассказывает
о
льготах по налогу.
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
акцизы: за и против.
2122

23

21-22

23

Налоги с физических лиц

Ответственность
за
уклонениеот уплаты налогов
Налоговые
системы-за
и
против.

Характеризует
содержание понятия
«физическое лицо в
налоговом
праве».
Называет
основные
налоги,
которые
взимаются в настоящее
время
с
населения
России.
Объясняет
порядок исчисления и
взимания налога на
доходы. Рассказывает о
налоговых льготах, о
ставках
подоходного
налога, установленных
Налоговым
кодексом
РФ.
Характеризует
виды
правовой
ответственности,
к
которой привлекаются
12

23.11.

23.11.

24.11.

29.11.

30.11.

30.11.

01.12.

06.12.

24

24

должностные лица и
граждане, виновные в
нарушении налогового
законодательства.
Рассказывает
об
ответственности
за
уклонениеот уплаты
налогов,
предусмотренной
уголовным
кодексом
РФ. Высказывает свое
мнение по проблеме:
должны ли граждане
декларировать крупные
доходы: мировой опыт
и его уроки.
Триместровая
контрольная Демонстрирует
работа в формате теста по усвоенные знания в
гражданскому и налоговому
триместре знания по
праву
пройденным темам.

Тема 3. Семейное право - 8 часов
Ученик научится характеризовать права и обязанности
супругов, родителей, детей; анализировать практические ситуации,
связанные ссемейными правоотношениями;
Ученик получит возможность научиться исследовать практические
ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения. Готовитьсяк Олимпиадам и конкурсам.
Воспитательный потенциал:повышается познавательная мотивация
школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога,
командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников.
13

07.12.

07.12.

2526

2728

2930

25-26

27-28

29-30

Понятие
и
семейного права

источники Характеризует
отношения,
регулируемые
семейным
правом.
Называет источники
семейного права.
Объясняет содержание
семейных
правоотношений
Брак. Порядок и условия Характеризует
заключения и расторжения понятие «брак» и
брака
условия
его
заключения.
Высказывает
свое
отношение к проблеме:
брак по любви и брак по
расчету
Права
и
обязанности Рассказывает о личных
супругов.
Правовое и
имущественных
регулирование
отношений правах и обязанностях
супругов
супругов.
Называет
причины разводов.
Объясняет
порядок
расторжения брака.
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
развод и дети

14

08.12.

13.12.

14.12.

14.12.

15.12.

20.12.

21.12.

21.12.

22.12.

27.12.

28.12.2

28.12.

3132

31-32

Права
и
обязанности
родителей и детей.
Усыновление, опека
(попечительство)

Характеризует права и
обязанности
родителей. Объясняет
причины
лишения
родительских
прав,
порядок
взыскания
алиментов
на
содержание детей.
Характеризует
понятия
«усыновление»,
«опека»,
«попечительство».
Высказывает
свое
мнение по проблеме:как
защитить
интересы
ребенка.

Тема 4. Трудовое право - 10 часов
Ученик научится раскрывать смысл права на труд; объяснять роль
трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения
несовершеннолетних
в трудовых
отношениях;
анализировать
практические ситуации, связанные с трудовыми правоотношениями
Ученик получит возможность научиться находить наиболее
оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности.
Воспитательный потенциал: повышается познавательная мотивация
школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога,
командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников.
15

29.12.

10.01.

11.01.

11.01.

3334

3536

3738

33-34

35-36

37-38

Понятие
и
трудового права

источники Характеризует понятие
«трудовое
право»,
источники трудового
права и содержание
трудовых
правоотношений.

Коллективный
договор.
Трудовой договор. Порядок
приема
на
работу,
заключения и расторжения
трудового договора

Рабочее время и время
отдыха

Объясняет понятие
«трудовой
договор».
Рассказывает
о
содержании и порядке
заключения
коллективного
договора,
процедуре
оформления трудового
договора.
Называет
условия прекращения
трудового договора.
Объясняет, какие виды
рабочего
времени
предусмотрены
трудовым
законодательством.
Характеризует понятие
«время
отдыха».
Рассказывает о порядке
предоставления
ежегодного
оплачиваемого
отпуска.

16

12.01.

17.01.

18.01.

18.01.

19.01.

24.01.

25.01.

25.01.

26.01.

31.01.

01.02.

01.02.

3940

41

39-40

41

Оплата труда. Охрана труда

Характеризует понятия
«оплата
труда»
и
«охрана
труда».
Объясняет специфику
охраны труда женщин
и несовершеннолетних.
Называет
функции
профсоюзов
на
предприятии и виды
социальной помощи,
предусмотренные
социальным
страхованием.

Трудовые
споры. Характеризует
Ответственность потрудовому содержание трудовых
праву
споров и основания их
возникновения.
Объясняет функции и
порядок
работы
комиссии по трудовым
спорам. Рассказывает о
работе
примирительной
комиссии и условиях
проведения забастовок.
Характеризует
понятие
«дисциплинарная
ответственность».
Объясняет содержание
понятия
17

02.02.

07.02.

08.02.

08.02.

09.02.

14.02.

42

42

Триместровая контрольная
работа по семейному и
трудовому праву в формате
теста

«материальная
ответственность».
Высказывает
свое
мнение по проблемам:
забастовки – «за» и
«против»; заработная
плата и дисциплина
труда.
Демонстрирует
усвоенные
за
триместр знания по
пройденным темам

Тема 5. Административное право - 4 часа
Ученик научится определять признаки правонарушения, проступка,
анализировать практические ситуации, связанные с административными
правоотношениями
и
характеризовать
специфику
уголовной
ответственности несовершеннолетних
Ученик получит возможность научиться различать соответствующие
виды юридической ответственности, применяемых санкций, способов
восстановления нарушенных прав. Готовиться к Олимпиадам и
конкурсам
Воспитательный потенциал: повышается познавательная мотивация
школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога,
командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников.

18

15.02.

15.02.

4344

4546

43-44

45-46

Понятие
и
источники
административного права.
Административные
правонарушения.

Административные наказания.
Особенности
административной
юрисдикции

Характеризует
понятие и источники
административного
права. Называет и
виды
признаки
административных
правонарушений.
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
чем опасны нарушения
правил дорожного
движения
Объясняет содержание
понятия
«административная
ответственность» и
административного
наказания. Называет
виды
административных
наказаний.
Характеризует
особенности
административной
юрисдикции

Тема 6. Уголовное право и основы судопроизводства – 14 часов
Ученик научится определять признаки правонарушения, проступка,
анализировать практические ситуации, связанные с административными
правоотношениями
характеризовать
специфику
уголовной
ответственности несовершеннолетним
Ученик получит возможность научиться использовать приобретенные знания
19

16.02.

28.02.

01.03.

01.03.

02.03.

07.03.

08.03.

08.03.

и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска,
первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированнойюридической помощью. Готовиться
к олимпиадам и конкурсам.
Воспитательный потенциал: повышается познавательная мотивация
школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога,
командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников
4748

4950

47-48

49-50

Понятие
источники
уголовного права

Преступление

и

Характеризует
понятие и источники
уголовного права.
Объясняет принципы
российского
уголовного
законодательства.
Осуществляет
самостоятельный
поиск информации по
проблеме:
преступность
в
современной России.
Характеризует понятие,
признаки
и
виды
преступления.
Объясняет содержание
понятия
«состав
преступления».
Называет
преступления против
20

09.03.

14.03.

15.03.

15.03.

16.03.

21.03.

5152

5354

5556

51-52

53-54

55-56

«Новые» преступления.

Уголовная
ответственность.Наказание

Обстоятельства,
смягчающие и отягчающие

личности,
экономические
преступления.
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
влияют ли социальные
перемены на состояние
и
уровень
преступности;
какие
преступления особенно
опасны сегодня.
Называет
причины
появления «новых»
преступлений
и
характеризует
их
содержание
Характеризует
понятие
«уголовная
ответственность»,
называет
этапы
привлечения
к
уголовному
наказанию;
виды
уголовных наказаний.
Высказывает
свое
мнение по проблеме:
нужна ли смертная
казнь в России.
Называет
обстоятельства,
21

22.03.

22.03.

23.03.

28.03.

29.03.

29.03.

30.03.

11.04.

12.04.

12.04.

13.04.

18.04.

5758

5960

57-58

59-60

наказание

смягчающие
отягчающие
наказание.

Уголовная
ответственность
несовершеннолетних

Называет возраст, с
которого
наступает
уголовная
ответственность,
называет
виды
преступлений
и
возможных наказаний.
Объясняет содержание
понятия
«принудительные меры
воспитательного
воздействия».
Выполняет тестовые
задания

Особенности уголовного
процесса

и

Характеризует
содержание понятия
«уголовное
судопроизводство»,
называет его стадии.
Рассказывает,
как
осуществляется
судебное
судопроизводство.
Объясняет принципы

22

19.04.

19.04.

20.04.

25.04.

26.04.

26.04.

27.04.

02.05.

российского
судопроизводства.
Осуществляет
самостоятельный
поиск информации
по
проблемам:
«новые» уголовные
преступления;
способно
ли
уголовное наказание
исправить
преступника.
Тема 7. Правовая культура - 4 часа
Ученик научится находить, извлекать и осмысливать информацию
правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом
Ученик получит возможность научиться использовать приобретенные
знания для предвидения возможных последствий определенных
социальных действий, реализации и защиты прав граждан.
Моделировать ситуации по проблемам права. Аргументировать его
основные положения. Понимать необходимость регулирования
общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования. Готовится к олимпиадам и конкурсам.
Воспитательный потенциал: повышается познавательная мотивация
школьников, развивается опыт ведения конструктивного диалога,
командной работы; повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников

23

03.05.

03.05.

6162

6364

6162

6364

Правовая культура
и правосознание.

Совершенствование
правовой культуры

Характеризует
содержание понятия
«правовая культура».
Называет основные
элементы
правовой
культуры. Объясняет
понятие
«правосознание».

04.05.

09.05.

10.05.

10.05.

Рассказывает
о
формировании
правовой
культуры,
характеризует понятие
«правовой нигилизм».

11.05.

16.05.

17.05.

17.05.

Выполняет тестовые
задания,
решает
практические задачи.

18.05.

23.05.

24.05.

24.05.

Итоговое повторение 4 часа
6566

67

6566

67

Повторение

Итоговая контрольная работа

Выполняет тестовые
задания,
решает
практические задачи.

24

25.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».