Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 г. Солнечногорска
141500, Московская область,
г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9

тел./факс 8-496-2- 64-59-58
e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru

Утверждаю
Директор МБОУ лицей №7
Г.В. Нагорная
2023г.
Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 479330)
учебный предмета «Обществознание»
для обучающихся 6 классов

Солнечногорск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений
и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество:
учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные
аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе
и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина,
способствует
воспитанию
российской
гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
­самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных
интересов,
приверженности
правовым











принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации –
в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию
для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний
об основных сферах человеческой деятельности, социальных
институтах, нормах, регулирующих общественные отношения,
необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами для
реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах;
для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В

В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс.
Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия
человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности
и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в
группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство
общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического
развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности
экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное
государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша
страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения
усилиями международного сообщества и международных организаций.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и
человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ
российского права. Представленный в программе вариант распределения
модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими
в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного
социального поведения по основным направлениям воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное

участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной

деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,

понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
 осваивать и применять знания о социальных свойствах человека,
формировании личности, деятельности человека и её видах,
образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его
правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать
основные потребности человека, показывать их индивидуальный
характер; особенности личностного становления и социальной
позиции людей с ограниченными возможностями здоровья;
деятельность человека; образование и его значение для человека и
общества;
 приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и
особенностей в современных условиях; малых групп, положения
человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и
конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства,
соперничества и сотрудничества людей в группах;
 классифицировать по разным признакам виды деятельности человека,
потребности людей;
 сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»;
свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд,
учение);
 устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах;
целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности общения как социального явления, познания

человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли
непрерывного образования, значения личного социального опыта при
осуществлении образовательной деятельности и общения в школе,
семье, группе сверстников;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания
и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, к различным способам выражения личной
индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и
обязанностей учащегося; отражающие особенности ­отношений в
семье, со сверстниками, старшими и младшими;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской
Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;
 искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе,
об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях
учащегося из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
 анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе
общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными
возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как
важному виду деятельности;
 приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими
по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
 приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие
с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности
на
основе
гуманистических
ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём






















осваивать и применять знания об обществе и природе, положении
человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни
общества; явлениях в политической жизни общества, о народах
России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре
и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
характеризовать устройство общества, российское государство,
высшие органы государственной власти в Российской Федерации,
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности,
особенности информационного общества;
приводить примеры разного положения людей в обществе, видов
экономической деятельности, глобальных проблем;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальные общности и группы, положение в об­ществе
различных людей; различные формы хозяйствования;
устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и
общества, деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) влияния природы на общество и общества на природу
сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к проблемам взаимодействия человека и природы,
сохранению духовных ценностей российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи,
отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в
решение экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся отношений человека и природы, уст­ройства
общественной жизни, основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе,
включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию,
включая
экономико-статистическую,
из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия духовным традициям общества;





использовать полученные знания, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану
природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы
живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных
культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1

Социальное становление человека

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

1.2

Деятельность человека. Учебная
деятельность школьника

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

1.3

Общение и его роль в жизни
человека

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

1.4

Человек в малой группе

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

20

Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1

Общество — совместная жизнь
людей

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.2

Положение человека в обществе

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.3

Роль экономики в жизни общества.
Основные участники экономики

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.4

Политическая жизнь

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.5

Культурная жизнь

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.6

Развитие общества

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

10

Защита проектов, итоговое повторение

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Дата
изучения

Всего

1

Социальное становление человека

1

06.09

2

Биологическое и социальное в человеке

1

13.09

3

Потребности и способности человека

1

20.09

4

Индивид, индивидуальность, личность

1

27.09

5

Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста

1

04.10

6

Люди с ограниченными
возможностями здоровья, их особые
потребности и социальная позиция

1

18.10

7

Цели, мотивы и виды деятельности

1

25.10

8

Познание как вид деятельности

1

01.11

9

Право человека на образование

1

08.11

10

Школьное образование. Права и
обязанности учащегося

1

15.11

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb673c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb68a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6d90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6f34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb70a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb74b6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb763c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb78f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7a74

11

Общение и его роль в жизни человека

1

29.11

12

Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях

1

06.12

13

Отношения в малых группах.
Групповые нормы и правила.
Лидерство в группе

1

13.12

14

Межличностные отношения (деловые,
личные)

1

20.12

15

Отношения в семье. Роль семьи в
жизни человека и общества

1

27.12

16

Семейные традиции. Семейный досуг

1

10.01

17

Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками

1

17.01

18

Конфликты в межличностных
отношениях

1

24.01

19

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек и его социальное
окружение"

1

31.01

20

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек и его социальное
окружение"

1

07.02

21

Что такое общество. Связь общества и
природы

1

14.02

22

Устройство общественной жизни.
Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие

1

28.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7d58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb81b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb835c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb84ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb87b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8910

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8a78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8d48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9054

23

Социальные общности и группы.
Положение человека в обществе

1

06.03

24

Что такое экономика?

1

13.03

25

Политическая жизнь общества.
Российская Федерация как государство

1

20.03

26

Наша страна в начале XXI века

1

27.03

27

Культурная жизнь. Духовные ценности,
традиционные ценности российского
народа

1

03.04

28

Развитие общества

1

17.04

29

Развитие общества

1

24.04

30

Глобальные проблемы современности и
возможности их решения

1

08.05

31

Защита проектов по теме "Духовные
ценности российского народа"

1

15.05

32

Защита проектов по теме "Глобальные
проблемы современности"

1

22.05

33

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Общество, в котором мы живем"

1

29.05

34

Итоговое повторение по теме
"Общество и его сферы. Человек в
обществе"

1

05.06

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb91c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb932e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb966c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb97de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9964

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba300

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba468

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba17a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebab52

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».