Рабочая программа по предмету Биология 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ лицей №7 г.Солнечногорска

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на ШМО

Замдиректора по УВР

Директор ОУ

________________________ ________________________ ________________________
Демидова Е.А.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

Ярушина О.А.
Приказ №
от «30» августа 2023 г.

Нагорная Г.В.
Приказ №
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 743155)
учебного предмета «Биология»
для обучающихся 8 классов основного общего образования

Составитель Буханова Ю.И.
учитель биологии

г. Солнечногорск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности
учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне
основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения
биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты
освоения программы по биологии: личностные, метапредметные,
предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года
изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о
живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных
ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися
научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования
являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах
жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование
системы
знаний
об
особенностях строения,
жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных
достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой
природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической
деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы, последствия деятельности человека в природе;

формирование экологической культуры в целях сохранения
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением
следующих задач:
приобретение
обучающимися
знаний
о
живой
природе,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической
науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного
организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой
к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии, в 8 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
В предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и
практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор
проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей
обучающихся,
списка
экспериментальных
заданий,
предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
1. Животный организм
Зоология – наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с
другими науками и техникой.
Общие признаки животных. Отличия животных от растений.
Многообразие животного мира. Одноклеточные и многоклеточные
животные. Форма тела животного, симметрия, размеры тела и другое.
Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение
животной клетки: клеточная мембрана, органоиды передвижения, ядро с
ядрышком, цитоплазма (митохондрии, пищеварительные и сократительные
вакуоли, лизосомы, клеточный центр). Процессы, происходящие в клетке.
Деление клетки. Ткани животных, их разнообразие. Органы и системы
органов животных. Организм – единое целое.
Лабораторные и практические работы.
Исследование под микроскопом готовых микропрепаратов клеток и
тканей животных.
2. Строение и жизнедеятельность организма животного
Опора и движение животных. Особенности гидростатического,
наружного и внутреннего скелета у животных. Передвижение у
одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Мышечные движения у
многоклеточных: полёт насекомых, птиц, плавание рыб, движение по суше
позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и другое). Рычажные
конечности.
Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и
пищеварение у простейших. Внутриполостное и внутриклеточное
пищеварение, замкнутая и сквозная пищеварительная система у
беспозвоночных. Пищеварительный тракт у позвоночных, пищеварительные
железы.
Ферменты.
Особенности
пищеварительной
системы
у
представителей отрядов млекопитающих.
Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю
поверхность клетки. Жаберное дыхание. Наружные и внутренние жабры.
Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у обитателей суши. Особенности
кожного дыхания. Роль воздушных мешков у птиц.
Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме
животных.
Замкнутая
и незамкнутая
кровеносные
системы у
беспозвоночных. Сердце, кровеносные сосуды. Спинной и брюшной сосуды,
капилляры, «ложные сердца» у дождевого червя. Особенности строения
незамкнутой кровеносной системы у моллюсков и насекомых. Круги

кровообращения и особенности строения сердец у позвоночных, усложнение
системы кровообращения.
Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов
обмена веществ. Сократительные вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки
и канальцы у плоских червей, выделительные трубочки и воронки у
кольчатых червей. Мальпигиевы сосуды у насекомых. Почки (туловищные и
тазовые), мочеточники, мочевой пузырь у позвоночных животных.
Особенности выделения у птиц, связанные с полётом.
Покровы тела у животных. Покровы у беспозвоночных. Усложнение
строения кожи у позвоночных. Кожа как орган выделения. Роль кожи в
теплоотдаче. Производные кожи. Средства пассивной и активной защиты у
животных.
Координация и регуляция жизнедеятельности у животных.
Раздражимость у одноклеточных животных. Таксисы (фототаксис,
трофотаксис, хемотаксис и другие таксисы). Нервная регуляция. Нервная
система, её значение. Нервная система у беспозвоночных: сетчатая
(диффузная), стволовая, узловая. Нервная система у позвоночных
(трубчатая): головной и спинной мозг, нервы. Усложнение головного мозга
от рыб до млекопитающих. Появление больших полушарий, коры, борозд и
извилин. Гуморальная регуляция. Роль гормонов в жизни животных.
Половые гормоны. Половой диморфизм. Органы чувств, их значение.
Рецепторы. Простые и сложные (фасеточные) глаза у насекомых. Орган
зрения и слуха у позвоночных, их усложнение. Органы обоняния, вкуса и
осязания у беспозвоночных и позвоночных животных. Орган боковой линии
у рыб.
Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение
(инстинкт и научение). Научение: условные рефлексы, импринтинг
(запечатление), инсайт (постижение). Поведение: пищевое, оборонительное,
территориальное, брачное, исследовательское. Стимулы поведения.
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление
клетки одноклеточного организма на две, почкование, фрагментация.
Половое размножение. Преимущество полового размножения. Половые
железы. Яичники и семенники. Половые клетки (гаметы). Оплодотворение.
Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Строение яйца птицы.
Внутриутробное развитие млекопитающих. Зародышевые оболочки.
Плацента
(детское
место).
Пупочный
канатик
(пуповина).
Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз (развитие с
превращением): полный и неполный.

Лабораторные и практические работы.
Ознакомление с органами опоры и движения у животных.
Изучение способов поглощения пищи у животных.
Изучение способов дыхания у животных.
Ознакомление с системами органов транспорта веществ у животных.
Изучение покровов тела у животных.
Изучение органов чувств у животных.
Формирование условных рефлексов у аквариумных рыб.
Строение яйца и развитие зародыша птицы (курицы).
3. Систематические группы животных
Основные категории систематики животных. Вид как основная
систематическая категория животных. Классификация животных. Система
животного мира. Систематические категории животных (царство, тип, класс,
отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. Бинарная номенклатура.
Отражение современных знаний о происхождении и родстве животных в
классификации животных.
Одноклеточные
животные
–
простейшие.
Строение
и
жизнедеятельность простейших. Местообитание и образ жизни. Образование
цисты при неблагоприятных условиях среды. Многообразие простейших.
Значение простейших в природе и жизни человека (образование осадочных
пород, возбудители заболеваний, симбиотические виды). Пути заражения
человека и меры профилактики, вызываемые одноклеточными животными
(малярийный плазмодий).
Лабораторные и практические работы
Исследование строения инфузории-туфельки и наблюдение за её
передвижением. Изучение хемотаксиса.
Многообразие простейших (на готовых препаратах).
Изготовление модели клетки простейшего (амёбы, инфузории-туфельки
и другое.).
Многоклеточные
животные.
Кишечнополостные.
Общая
характеристика.
Местообитание.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма. Внутриполостное и клеточное
переваривание пищи. Регенерация. Рефлекс. Бесполое размножение
(почкование). Половое размножение. Гермафродитизм. Раздельнополые
кишечнополостные.
Многообразие
кишечнополостных.
Значение
кишечнополостных в природе и жизни человека. Коралловые полипы и их
роль в рифообразовании.

Лабораторные и практические работы.
Исследование строения пресноводной гидры и её передвижения
(школьный аквариум).
Исследование питания гидры дафниями и циклопами (школьный
аквариум).
Изготовление модели пресноводной гидры.
Плоские, круглые, кольчатые черви. Общая характеристика.
Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых
червей. Многообразие червей. Паразитические плоские и круглые черви.
Циклы развития печёночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой
аскариды. Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый
человеку, сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по
предупреждению заражения паразитическими червями. Роль червей как
почвообразователей.
Лабораторные и практические работы.
Исследование внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за
реакцией дождевого червя на раздражители.
Исследование внутреннего строения дождевого червя (на готовом
влажном препарате и микропрепарате).
Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму (на
готовых влажных и микропрепаратах).
Членистоногие. Общая характеристика. Среды жизни. Внешнее и
внутреннее строение членистоногих. Многообразие членистоногих.
Представители классов.
Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с
жизнью на суше. Клещи – вредители культурных растений и меры борьбы с
ними. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных
болезней. Меры защиты от клещей. Роль клещей в почвообразовании.
Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение
насекомых и типы развития. Отряды насекомых: Прямокрылые,
Равнокрылые,
Полужесткокрылые,
Чешуекрылые,
Жесткокрылые,
Перепончатокрылые, Двукрылые и другие. Насекомые – переносчики
возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Насекомыевредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые, снижающие численность
вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Меры по
сокращению численности насекомых-вредителей. Значение насекомых в
природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы.
Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского
жука или других крупных насекомых-вредителей).
Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере
коллекций).
Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков.
Строение и процессы жизнедеятельности, характерные для брюхоногих,
двустворчатых, головоногих моллюсков. Черты приспособленности
моллюсков к среде обитания. Размножение моллюсков. Многообразие
моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы.
Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских
моллюсков (раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки и другие).
Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых.
Систематические группы хордовых. Подтип Бесчерепные (ланцетник).
Подтип Черепные, или Позвоночные.
Рыбы. Общая характеристика. Местообитание и внешнее строение рыб.
Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.
Приспособленность рыб к условиям обитания. Отличия хрящевых рыб от
костных рыб. Размножение, развитие и миграция рыб в природе.
Многообразие рыб, основные систематические группы рыб. Значение рыб в
природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб.
Лабораторные и практические работы.
Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы
(на примере живой рыбы в банке с водой).
Исследование внутреннего строения рыбы (на примере готового
влажного препарата).
Земноводные. Общая характеристика. Местообитание земноводных.
Особенности
внешнего
и
внутреннего
строения,
процессов
жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на сушу.
Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше. Размножение и
развитие земноводных. Многообразие земноводных и их охрана. Значение
земноводных в природе и жизни человека.
Пресмыкающиеся.
Общая
характеристика.
Местообитание
пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения
пресмыкающихся. Процессы жизнедеятельности. Приспособленность
пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие

пресмыкающихся. Регенерация. Многообразие пресмыкающихся и их
охрана. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц.
Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц.
Приспособления птиц к полёту. Поведение. Размножение и развитие птиц.
Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции птиц, их
изучение. Многообразие птиц. Экологические группы птиц (по выбору
учителя на примере трёх экологических групп с учётом распространения
птиц в регионе). Приспособленность птиц к различным условиям среды.
Значение птиц в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы.
Исследование внешнего строения и перьевого покрова птиц (на примере
чучела птиц и набора перьев: контурных, пуховых и пуха).
Исследование особенностей скелета птицы.
Млекопитающие.
Общая
характеристика.
Среды
жизни
млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры,
внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Усложнение нервной
системы. Поведение млекопитающих. Размножение и развитие. Забота о
потомстве.
Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие
звери). Плацентарные млекопитающие. Многообразие млекопитающих (по
выбору учителя изучаются 6 отрядов млекопитающих на примере двух видов
из каждого отряда). Насекомоядные и Рукокрылые. Грызуны, Зайцеобразные.
Хищные. Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные.
Приматы. Семейства отряда Хищные: собачьи, кошачьи, куньи, медвежьи.
Значение
млекопитающих в
природе
и
жизни
человека.
Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры
борьбы с грызунами. Многообразие млекопитающих родного края.
Лабораторные и практические работы.
Исследование особенностей скелета млекопитающих.
Исследование особенностей зубной системы млекопитающих.
4. Развитие животного мира на Земле
Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение
животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития
животного мира. Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их
изучение. Методы изучения ископаемых остатков. Реставрация древних
животных. «Живые ископаемые» животного мира.

Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные. Происхождение
многоклеточных животных. Основные этапы эволюции беспозвоночных.
Основные этапы эволюции позвоночных животных. Вымершие животные.
Лабораторные и практические работы.
Исследование ископаемых остатков вымерших животных.
5. Животные в природных сообществах
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности
на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.
Популяции животных, их характеристики. Одиночный и групповой
образ жизни. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами.
Пищевые связи в природном сообществе. Пищевые уровни, экологическая
пирамида. Экосистема.
Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности
распределения животных на планете. Фауна.
6. Животные и человек
Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное.
Промысловые животные (рыболовство, охота). Ведение промысла животных
на основе научного подхода. Загрязнение окружающей среды.
Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор,
дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни
человека. Животные сельскохозяйственных угодий. Методы борьбы с
животными-вредителями.
Город как особая искусственная среда, созданная человеком.
Синантропные виды животных. Условия их обитания. Беспозвоночные и
позвоночные животные города. Адаптация животных к новым условиям.
Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города.
Безнадзорные
домашние
животные.
Питомники.
Восстановление
численности редких видов животных: особо охраняемые природные
территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения животного
мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего
образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость
за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической
науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся
условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии
основного общего образования, должны отражать овладение следующими
универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу
обучения в 8 классе:
характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь
с другими науками и техникой;
характеризовать принципы классификации животных, вид как основную
систематическую категорию, основные систематические группы животных
(простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви,
членистоногие, моллюски, хордовые);
приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский,
К. И. Скрябин) и зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э.
Геккель) учёных в развитие наук о животных;
применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология,
экология животных, этология, палеозоология, систематика, царство, тип,

отряд, семейство, род, вид, животная клетка, животная ткань, орган
животного, системы органов животного, животный организм, питание,
дыхание, рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение,
размножение, партеногенез, раздражимость, рефлекс, органы чувств,
поведение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного
организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать животные ткани и органы животных между собой;
описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и
движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение,
регуляцию и поведение, рост, размножение и развитие;
характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых
систематических групп: движение, питание, дыхание, транспорт веществ,
выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение;
выявлять
причинно-следственные
связи
между
строением,
жизнедеятельностью
и
средой
обитания
животных
изучаемых
систематических групп;
различать и описывать животных изучаемых систематических групп,
отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам,
рельефным таблицам, простейших – по изображениям;
выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов
насекомых и млекопитающих;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии,
анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
сравнивать представителей отдельных систематических групп
животных и делать выводы на основе сравнения;
классифицировать животных на основании особенностей строения;
описывать усложнение организации животных в ходе эволюции
животного мира на Земле;
выявлять черты приспособленности животных к среде обитания,
значение экологических факторов для животных;
выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи
питания;
устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами,
лишайниками и бактериями в природных сообществах;

характеризовать животных природных зон Земли, основные
закономерности распространения животных по планете;
раскрывать роль животных в природных сообществах;
раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни
человека, роль промысловых животных в хозяйственной деятельности
человека и его повседневной жизни, объяснять значение животных в природе
и жизни человека;
иметь представление о мероприятиях по охране животного мира Земли;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со
знаниями по математике, физике, химии, географии, технологии, предметов
гуманитарного циклов, различными видами искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными,
описывать животных, их органы и системы органов; ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания
для извлечения и обобщения информации из нескольких (3–4) источников,
преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Животный организм

4

0

0.5

2

Строение и жизнедеятельность организма
животного

12

0

3

3

Основные категории систематики
животных

1

0

0

4

Одноклеточные животные - простейшие

3

0

1

5

Многоклеточные животные.
Кишечнополостные

2

0

1

6

Плоские, круглые, кольчатые черви

4

0

1

7

Членистоногие

6

0

1

8

Моллюски

2

0

0.5

9

Хордовые

1

0

0

10

Рыбы

4

0

1

11

Земноводные

3

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418886

12

Пресмыкающиеся

3

0

0

13

Птицы

4

0

1

14

Млекопитающие

7

0

1

15

Развитие животного мира на Земле

4

0

0.5

16

Животные в природных сообществах

3

0

0

17

Животные и человек

3

0

0

18

Резервное время

2

0

0

68

0

11.5

19
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Зоология – наука о животных

1

2

Общие признаки животных.
Многообразие животного мира

1

3

Строение и жизнедеятельность
животной клетки

1

4

Ткани животных. Органы и системы
органов животных. Лабораторная
работа №1 «Исследование под
микроскопом готовых
микропрепаратов клеток и тканей
животных»

1

0.5

5

Опора и движение животных.
Практическая работа №1
«Ознакомление с органами опоры и
движения у животных»

1

0.5

6

Питание и пищеварение у
простейших и беспозвоночных
животных

1

7

Питание и пищеварение у
позвоночных животных.

1

https://m.edsoo.ru/863d7744

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d78a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7c26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7d98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7f1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d809a

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d82ca

Практическая работа №2 «Изучение
способов поглощения пищи у
животных»
8

Дыхание животных. Практическая
работа №3 «Изучение способов
дыхания у животных»

1

0.5

9

Транспорт веществ у
беспозвоночных животных.
Практическая работа №4
«Ознакомление с системами
органов транспорта веществ у
животных»

1

0.5

10

Кровообращение у позвоночных
животных

1

11

Выделение у животных

1

12

Покровы тела у животных.
Практическая работа№5 «Изучение
покровов тела у животных»

1

13

Координация и регуляция
жизнедеятельности у животных

1

14

Раздражимость и поведение
животных

1

15

Формы размножения животных.
Практическая работа№6 «Строение
яйца и развитие зародыша птицы
(курицы)»

1

16

Рост и развитие животных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d84fa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d86c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8856

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d89d2

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8d74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d8f9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9260

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d93b4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863d93b4

17

Основные систематические
категории животных

1

18

Общая характеристика простейших.
Лабораторная работа №2
«Исследование строения
инфузории-туфельки и наблюдение
за её передвижением. Изучение
хемотаксиса»

1

19

Жгутиконосцы и Инфузории

1

20

Многообразие простейших.
Значение простейших в природе и
жизни человека. Лабораторная
работа№3 «Многообразие
простейших (на готовых
препаратах)»

1

0.5

21

Общая характеристика
кишечнополостных. Практическая
работа №7«Исследование строения
пресноводной гидры и её
передвижения (школьный
аквариум)»

1

0.5

22

Многообразие кишечнополостных.
Значение кишечнополостных в
природе и жизни человека.
Практическая работа №8
«Исследование питания гидры
дафниями и циклопами (школьный

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9526

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d974c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d974c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d974c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9a30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9ba2

аквариум)»
Библиотека ЦОК

23

Черви. Плоские черви

1

24

Паразитические плоские черви.
Лабораторная работа№4 «Изучение
приспособлений паразитических
червей к паразитизму (на готовых
влажных и микропрепаратах)»

1

25

Круглые черви

1

26

Кольчатые черви. Практическая
работа №9 «Исследование
внутреннего строения дождевого
червя (на готовом влажном
препарате и микропрепарате)»

1

27

Общая характеристика
членистоногих

1

28

Ракообразные. Особенности
строения и жизнедеятельности

1

29

Паукообразные. Особенности
строения и жизнедеятельности

1

30

Насекомые. Особенности строения
и жизнедеятельности. Практическая
работа№10 «Исследование
внешнего строения насекомого (на
примере майского жука или других
крупных насекомых-вредителей)»

1

0.5

31

Насекомые с неполным

1

0.5

https://m.edsoo.ru/863d9d50

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da070

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9efe

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d9efe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da3c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da53e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da89a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863da89a

превращением. Практическая
работа №11«Ознакомление с
различными типами развития
насекомых (на примере коллекций)»
Библиотека ЦОК

32

Насекомые с полным превращением

1

33

Общая характеристика моллюсков.
Практическая работа №12
«Исследование внешнего строения
раковин пресноводных и морских
моллюсков (раковины беззубки,
перловицы, прудовика, катушки и
др.)»

1

34

Многообразие моллюсков. Значение
моллюсков в природе и жизни
человека

1

35

Общая характеристика хордовых
животных

1

36

Общая характеристика рыб.
Практическая работа №13
«Исследование внешнего строения
и особенностей передвижения рыбы
(на примере живой рыбы в банке с
водой)»

1

0.5

37

Особенности внутреннего строения
и процессов жизнедеятельности
рыб. Лабораторная работа №5
«Исследование внутреннего
строения рыбы (на примере

1

0.5

https://m.edsoo.ru/863da89a

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dab7e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dacd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dae44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863db010

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863db010

готового влажного препарата)
(демонстр)
38

Хрящевые и костные рыбы

1

39

Многообразие рыб. Значение рыб в
природе и жизни человека

1

40

Общая характеристика
земноводных

1

41

Особенности внутреннего строения
и процессов жизнедеятельности
земноводных.

1

42

Многообразие земноводных и их
охрана. Значение земноводных в
природе и жизни человека

1

43

Общая характеристика
пресмыкающихся

1

44

Особенности внутреннего строения
и процессов жизнедеятельности
пресмыкающихся

1

45

Многообразие пресмыкающихся и
их охрана. Значение
пресмыкающихся в природе и
жизни человека

1

46

Общая характеристика птиц.
Практическая работа №14
«Исследование внешнего строения
и перьевого покрова птиц (на
примере чучела птиц и набора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863db16e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863db2ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863db6be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863db6be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dba1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dbb78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dbcc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dbef2

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dc1ea

перьев: контурных, пуховых и
пуха)»

47

Особенности строения и процессов
жизнедеятельности птиц.
Практическая работа №15
«Исследование особенностей
скелета птицы»

1

48

Поведение птиц. Сезонные явления
в жизни птиц

1

49

Значение птиц в природе и жизни
человека

1

50

Общая характеристика и среды
жизни млекопитающих

1

51

Особенности строения
млекопитающих. Практическая
работа №16 «Исследование
особенностей скелета
млекопитающих»

1

0.5

52

Процессы жизнедеятельности
млекопитающих. Практическая
работа№17 «Исследование
особенностей зубной системы
млекопитающих»

1

0.5

53

Поведение млекопитающих.
Размножение и развитие
млекопитающих

1

54

Многообразие млекопитающих

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dc352

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dc62c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dc8a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dca3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dca3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dccda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dce9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dd374

55

Значение млекопитающих в
природе и жизни человека

1

56

Обобщающий урок по теме
«Позвоночные животные»

1

57

Эволюционное развитие животного
мира на Земле

1

58

Палеонтология – наука о древних
обитателях Земли. Практическая
работа №18«Исследование
ископаемых остатков вымерших
животных»

1

59

Основные этапы эволюции
беспозвоночных животных

1

60

Основные этапы эволюции
позвоночных животных

1

61

Животные и среда обитания

1

62

Популяции животных, их
характеристики. Пищевые связи в
природном сообществе

1

63

Животный мир природных зон
Земли

1

64

Воздействие человека на животных
в природе

1

65

Сельскохозяйственные животные

1

66

Животные в городе. Меры
сохранения животного мира

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dd4e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dd8ba

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dda2c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ddb94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ddd60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de058

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de1ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de6c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de846

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de9a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dec7e

67

Резервный урок. Обобщающий урок
по теме «Строение и
жизнедеятельность организма
животного»

1

68

Резервный урок. Обобщающий урок
по теме «Систематические группы
животных»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

0

11.5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология: 8-й класс: базовый уровень: учебник, 8 класс/ Пасечник В. В.,
Суматохин С. В., Гапонюк З.Г. ; под редакцией Пасечника В. В.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://urok.apkpro.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».