Рабочая программа по предмету Астрономия 11 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 г. Солнечногорска

Утверждаю
Директор МБОУ лицей №7
______________________
Г.В. Нагорная
Приказ №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АСТРОНОМИИ
(базовый уровень)
11 КЛАСС

Составитель учитель физики
Жукова Е.В.

г. Солнечногорск 2023 -2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по астрономии базового уровня на уровне среднего общего образования
разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы.
Содержание программы по астрономии направлено на формирование естественнонаучной картины мира обучающихся 11 классов при обучении их астрономии на базовом
уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по астрономии
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и
метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации
межпредметных связей астрономии с естественно-научными учебными предметами. В ней
определяются основные цели изучения астрономии на уровне среднего общего образования,
планируемые результаты освоения курса астрономии: личностные, метапредметные,
предметные (на базовом уровне).
Программа по астрономии включает:



планируемые результаты освоения курса астрономии на базовом уровне, в том числе
предметные результаты по годам обучения;
содержание учебного предмета «Астрономия» по годам обучения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на
основе устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и
интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета
и других источников.
Регулятивные :
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.
Познавательные :
• классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
формулировать выводы и заключения;
• на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
• анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
• выполнять познавательные и практические задания;
• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета
и других источников.
Коммуникативные :
Уметь аргументировать свою позицию, совершенствовать навыки общения, умения
проводить дискуссию.
Предметные результаты:
• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд
и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
• воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
• воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
• вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
• формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;

• описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
• объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
• характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Ученик получит возможность научится
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной
жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

Содержание учебного предмета «Астрономия».
1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
2. Практические основы астрономии (5 часов)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
3. Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
4. Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеоры, болиды и метеориты.
5. Солнце и звезды (5 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд.

Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы
6. Строение и эволюция Вселенной (4 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
7. Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.

Календарно-тематическое планирование
№
ур.
п/п

1

2

3
4

5
6
7

(34ч, 1ч. в неделю)
Виды, формы и
Тема урока
содержание
деятельности
учащихся. Содержание
воспитательного
потенциала уроков.
Астрономия, ее связь с другими
Усвоить смысл
науками. Структура и масштабы
основных понятий.
Вселенной.
Предмет астрономии.
Определить место
Особенности астрономических
астрономии в
методов исследования. Телескопы
комплексе
и радиотелескопы.
естественных наук.
Звезды и созвездия. Звездные
Научиться
карты, глобусы и атласы.
использовать карту
звездного неба для
Видимое движение звезд на
различных географических широтах. нахождения координат
светила;
Кульминация светил. Видимое
приводить примеры
годичное движение Солнца.
практического
Эклиптика.
использования знаний
Движение и фазы Луны. Затмения
о небесных телах и их
Солнца и Луны.
системах.
Время и календарь.
Активизировать
познавательную
Контрольная работа № 1 по теме

Дата по
плану

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

10а 10б,10в
1.09

6.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

8.09

13.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

15.09

20.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

22.09

27.09

29.09

4.10

6.10

18.10

20.10

25.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

«Практические основы
астрономии».
8

9

10
11

12

13

14

15

16
17

18
19
20
21

Развитие представлений о строении
мира. Геоцентрическая система
мира. Становление
гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды
обращения планет.
Законы Кеплера.
Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс.
Практическая работа с планом
Солнечной системы. Движение
небесных тел под действием сил
тяготения.
Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Контрольная работа № 2 по теме
«Строение Солнечной системы».

Солнечная система как комплекс
тел, имеющих общее
происхождение.
Земля и Луна — двойная планета.
Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну.
Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и
кольца.
Практическая работа «Две группы
планет Солнечной системы».
Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры,

деятельность для
получения новых
знаний.
Ознакомиться с
эволюционными
процессами
формирования
объектов во Вселенной.
Изучить основные
законы
взаимодействия
планет.
Осуществлять
самостоятельный поиск
информации
естественнонаучного
содержания с
использованием
различных источников,
ее обработку и
представление в
разных формах.
Понимать значение
открытий в астрономии
в связи с техническим
прогрессом.
Воспитывать осознание
человеческих
возможностей в
изучении космоса.
Изучить структуру и
строение ближнего
космоса.
Понять процессы
формирования планет
и малых тел.
Познакомиться с
технологией
пилотируемых полетов
для освоения Луны,
изучение природы
планет земной группы
и планет-гигантов.
Освоить процессы
возникновения и
формирования

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

27.10

1.11

3.11

8.11

10.11
17.11

15.11
29.11

1.12

6.12

8.12

13.12

15.12

20.12

22.12

27.12

29.12

10.01

12.01

17.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

19.01

24.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

26.01

31.01

2.02

7.02

9.02

14.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

22

23

24
25

26

27

28

29

30

болиды и метеориты.
Контрольная работа № 3 по теме
«Природа тел Солнечной системы».

метеоритов,
астероидов и комет.
Понимать мировую
значимость работ
первооткрывателей
космоса.
Излучение и температура Солнца.
Изучить основные
Состав и строение Солнца. Источник характеристики звезд,
его энергии. Атмосфера Солнца.
законы их
Солнечная активность и ее влияние формирования,
на Землю.
эволюцию.
Познакомиться с
Проверочная работа «Солнце и
классификацией звезд.
Солнечная система».
Получить навыки
Звезды — далекие солнца.
саморазвития,
Годичный параллакс и расстояния
ценностнодо звезд. Светимость, спектр, цвет
ориентационной,
и температура различных классов
смыслопоисковой
звезд. Диаграмма «спектр —
работы и
светимость».
профессиональноПеременные и нестационарные
трудового выбора.
звезды. Цефеиды — маяки
Продолжить работу по
Вселенной. Эволюция звезд
формированию и
различной массы
развитию основ
Контрольная работа № 4 по теме
читательской
«Солнце и звезды».
компетенции.
Продолжить
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной
практики.
Наша Галактика. Ее размеры и
Освоить понятия:
структура. Два типа населения
«Сверхмассивные
Галактики. Межзвездная среда: газ черные дыры и
и пыль.
активность галактик.
Красное смещение.
Спиральные рукава. Ядро
Закон Хаббла.
Галактики. Области
Эволюция Вселенной.
звездообразования. Вращение
Большой Взрыв.
Галактики. Проблема «скрытой»
Реликтовое излучение.
массы. Разнообразие мира
Темная энергия».
галактик.
Понять, как происходит
Квазары. Скопления и
процесс открытия
сверхскопления галактик. Основы

16.02

28.02

1.03

6.03

15.03

13.03

22.03

20.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

29.03

27.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

5.04

3.04

19.04

17.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

26.04

24.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce

3.05

8.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

31

32
33

34

современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная
А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Проблема существования жизни
вне Земли. Условия, необходимые
для развития жизни. Поиски жизни
на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения
в космосе.
Современные возможности
радиоастрономии и космонавтики
для связи с другими
цивилизациями. Планетные
системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем
существовании.

других галактик.
Изучить многообразие
галактик и их основные
характеристики.
Сформировать
представление о
космологии.
Познакомиться с
гипотезами и научными
открытиями в разделах:
«Внесолнечные
планеты. Проблема
существования жизни
во Вселенной.
Внутреннее строение и
источники энергии
звезд. Происхождение
химических
элементов».
Научиться осознавать
значение космического
разума, единства
эволюционных
процессов.

/7f4181ce
10.05

8.05

10.05

15.05

17.05

15.05

24.05

22.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4181ce


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».