Рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Солнечногорска
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
_________Анцифрова С.Н
Протокол №1
от "30" 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________Нагорная Г.В.
Приказ №
от "31" 08 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета ««Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
для 4 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год (Id 477115)

Составитель: Панфилкина С.А.
Дёмина А.В.
Солнечногорск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств,
как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об
особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и
поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных
традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую
духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в
пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать
себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны
быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой,
поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами,
принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для
методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании
планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого
учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый
обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли
буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию

предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства
передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих
обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают
естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать
как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё
это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению.
Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни,
связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы
нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых

религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование

ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на

основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход,
способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита
Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную
культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям,
обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над
морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
• их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
• осознанию ими ценности человеческой жизни;
• развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования,
будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных
народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально
отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные
сооружения как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего
образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых
и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной,
гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других
аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к
представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях,
социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать
компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств
и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции
многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе
многонационального и многоконфессионального народа России;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные
ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению
к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных
сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных
и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории
и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные
ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к
различным явлениям действительности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос
и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм.
Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита
Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

практические
работы

Модуль 1. Основы православной культуры
1.1.

Россия — наша Родина

0

0

1
1.2.

1.3.

Культура и религия. Введение в
православную
духовную традицию

2

Во что верят православные христиане

4

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

0

0

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

0

0

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.4.

Добро и зло в православной традиции.
Золотое
правило нравственности. Любовь к
ближнему

4

0

0

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.5.

1.6.

Отношение к труду. Долг и
ответственность

2

Милосердие и сострадание

2

0

http:// school- collection. edu .

0

http://orkce.apkpro.ru/

0

http:// school- collection. edu .

0

http://orkce.apkpro.ru/

1.7.

Православие в России

5

0

1

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.8.

Православный храм и другие святыни

3

0

1

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.9.

Символический язык православной
культуры:
христианское искусство (иконы, фрески,
церковное
пение, прикладное искусство),
православный
календарь. Праздники

1.10. Христианская семья и её ценности

6

0

0

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

3

0

0

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.11. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

0

0

http://school- collection.edu.ru
http:// fcior. edu ;

34

1

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Дата
изучения

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

практические
работы

Модуль 1. Основы православной культуры
1.1.

Россия — наша Родина

1

0

0

http:// school- collection. edu .

1сентября
http://orkce.apkpro.ru/
1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

Культура и религия.

1

Введение в православную
духовную традицию

1

Во что верят православные
христиане

1

Человек и Бог в православии

1

Православная молитва.

0

0

0

8 сентября

0

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/
http:// school- collection. edu .

15сентября
http://orkce.apkpro.ru/
0

0

22 сентября

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1

0

0

0

0

29 сентября

6 октября

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/
http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.7.

Библия и Евангелие.

1

0

0

http:// school- collection. edu .

20 октября

http://orkce.apkpro.ru/
http://muzlo.at.ua/publZ4

1.8.

1.9.

Добро и зло в православной
традиции.

1

Золотое
правило нравственности

1

1.10. Любовь к ближнему

0

0

27 октября

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1

0

0

0

0

3 ноября

10 ноября

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/
http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.11. Совесть и раскаяние. Заповеди

1

0

0

17 ноября

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.12. Отношение к труду.

1

0

0

http:// school- collection. edu .

1декабря

1.13. Долг и ответственность.

1.14. Милосердие и сострадание

1

1

0

0

0

8 декабря

0

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.cbook.ru/peoples/
http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/
http:// school- collection. edu .

15декабря
http://orkce.apkpro.ru/
1.15. Золотое правило этики. Храм.

1

0

0

22 декабря

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.16. Православие в России

1.17. Икона. Творческие работы
учащихся

1

1

0

0

0

1

29 декабря
12 января

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/
http:// school- collection. edu .

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.cbook.ru/peoples/
http://muzlo.at.ua/publZ4
1.18. Как христианство пришло на
Русь.

1

1.19. Подвиг. Заповеди блаженств

1

0

0

0

0

19 января

26 января

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/
http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.20. Зачем творить добро?

1

0

0

2 февраля

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.21. Православный храм и другие
святыни

1

1.22. Православие о Божием суде.

1

0

0

http:// school- collection. edu .

9февраля
0

0

16 февраля

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.cbook.ru/peoples/
http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.23. Творческие работы учащихся.

1

0

1

1 марта

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.24. Символический язык
православной культуры:
христианское искусство (иконы,
фрески)

1

1.25. Как христианство пришло на
Русь.

1

0

0

http:// school- collection. edu .

8 марта

0

0

15 марта

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.cbook.ru/peoples/
http://muzlo.at.ua/publZ4
http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

1.26. Православный
календарь.

1

1.27. Православные праздники
календарь.

1

1.28. Монастырь. Таинство Причастия

1

0

0

22 марта

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

0

0

0

29 марта

0

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.cbook.ru/peoples/

1.29. Отношение христианина к
природе.

1

1.30. Христианская семья и её
ценности

1

1.31. Защита Отечества.

1

0

0

3 мая

http://www.culturemap.ru/

1.32. Христианин в труде.

1

0

0

10 мая

http://sokrnarmira.ru

1.33

1

0

0

17 мая

http:// school- collection. edu .

Любовь и уважение к Отечеству.

0

http://orkce.apkpro.ru/
http:// school- collection. edu .

5 апреля
0

http:// school- collection. edu .

19 апреля

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

0

0

26 апреля

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

http://orkce.apkpro.ru/
1.34

Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России

1

0

0

24 мая

http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/

34

0

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураев Основы духовнонравственной культуры
народов России. Основы православной культуры. 4 класс, М., Просвещение, 2022

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 класс/Кураев
А.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебное оборудование
1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.Классная настенная доска
2.Компьютер
3.Колонки
4.Проектор
5.Интерактивная доска
6.Ноутбук
7.Таблицы к учебному материалу 4 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Примерная программа по учебному предмету (курсу) «Православная культура»
(Основы православной культуры) для 1-4 классов.
2.Методические пособия и книги для учителя.
3.Вспомогательная и справочная литература по православной
культуре. Словари (православной культуры, церковно-славянского языка и др.).
4.Репродукции икон, храмов, иконографические изображения, картины, художественные
фотографии (в том числе в цифровой форме) в соответствии с содержанием примерной
программы, учебного предмета (курса), используемого учебно-методического обеспечения.
5.Наборы сюжетных изображений, картинок в соответствии с тематикой, определённой в
примерной программе.
6.Портреты выдающихся деятелей православной культуры, Русской Православной Церкви,
российской культуры.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://orkce.apkpro.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http:// fcior. edu ;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России
http://www.religio.ru/ - Мир религий
www.gmir.ru - Государственный музей истории религии
http://www.musei-online.blogspot.ru/search/label/Россия - сайт «Музеи онлайн» с виртуальными
экскурсиями по музеям мира, представлено 16 музеев России.
https://www.ethnomuseum.ru - сайт Российского этнографического музея.
http://www.culture.ru - сайт «Культура. РФ», гуманитарный просветительский проект,
посвященный культуре России. Рассказывает о наиболее значимых событиях, народных
традициях, памятниках нашей страны.
http://www.artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.rsl.ru/ - сайт российской государственной библиотеки
http://www.eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству
http://www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству.
http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm - электронная библиотека
http://sokrnarmira.ru - библиотека народной мудрости: мифов, сказок, притч, легенд, былин,
пословиц и поговорок.
http://parables.ru/main-17.html - детские притчи
http://pritchi.ru – притчи Хочу такой сайт
http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства - галереи, история искусства.
http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям.
http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира».
http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.
http://www.huntfor.com/arthistory/ - энциклопедия по истории изобразительных искусств.
http://www.ethnology.ru - сайт «Этнография народов России» с материалами по этнографии
http://www.rusnations.ru - мультимедийный проект «Лица России», созданный для знакомства с
культурой разных народов России.
http://russia.yaxy.ru - сайт «Великая страна» содержит сведения по географии, истории и культуре
народов России.
http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология,
библиотека, фото.

http://www.culturemap.ru/— культура регионов России.
http://www.artnet.com/— ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников.
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации, разработки уроков) по
основам православной культуры
http://muzlo.at.ua/publZ4 - анимированные истории Ветхого завета, мультсериал «Моя первая
Библия»
http://skazanie.info - библиотека мифов и сказаний разных народов мира, в том числе народов
Урала и Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, славянского мира.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».