Рабочая программа по предмету Русский язык 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА
МБОУ лицей №7 г.Солнечногорска

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ШМО

Директор МБОУ лицей
№7

________________________
Анцифрова С.Н.
Приказ №1 от «30» 082023
г.

________________________
Нагорная Г.В.
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц][год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 791864)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов

Составители учителя начальных классов:
Волкова Л.А., Мкртчян Т.А.,
Прохорова Т.В., Сергеева Д.С., Сухорукова Н.Н.,
Анцифрова С.Н.

Г. Солнечногорск,

2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание
роли языка как основного средства общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов
в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.

У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

























различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне
слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые
случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный
слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и
буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения
небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные
и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание
слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале
предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей,
клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из
слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения из 3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов,
правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с
соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания
в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;




устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и
на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать
их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять
случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
 определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
 находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
 применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;















правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями
учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 объяснять значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации;
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в
слове по заданным параметрам;
 производить
звуко­буквенный анализ слова (в словах с
орфограммами; без транскрибирования);
 определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в
словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
 различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без
называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс;






















выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать
синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические
признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в
единственном числе имена существительные с ударными
окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические
признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён
существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы
«что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки
глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени
‑ по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила; применять изученные правила правописания, в том числе
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в
корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после
шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное
написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более
70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания;















находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать
небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения),
содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ,
с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов
или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать
текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий,
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:








осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации,
осознавать
язык
как
одну
из
главных
духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;























выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как
части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;





















находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном
числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин,
-ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий
знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в
глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений)
для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и




обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует
уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой
анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового
состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как
минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный
слог.
Графика[2]
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип
русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости
предшествующего
согласного
звука
в
конце
слова.
Последовательность букв в русском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время
письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо
разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания
текста.
Орфография и пунктуация[3]
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под

ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах
собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без
стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации
общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове.
Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их
различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук
[й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме
твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и.
Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в
словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность.
Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета
(ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием).
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление
деформированных
предложений.
Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах
и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица
речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение,
анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение

на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и
в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных
ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).

Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения;
перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением),
ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных
в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);

прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный
(безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный
глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и
твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и
твёрдого знаков (повторение изученного).

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических
задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями;
выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть
слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка,
суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление).
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Имена существительные единственного и множественного числа. Имена
существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён
существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные 1, 2, 3­го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и
падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён
прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их
употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая
форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение
глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑
подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на
виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и
без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на
уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета
и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые
средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное

мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать)
действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации
применения.
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).

Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на
этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах
курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Общие сведения о языке

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

2

Фонетика и графика

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

3

Лексика

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

4

Состав слова

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

5

Морфология

43

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

6

Синтаксис

13

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

7

Орфография и пунктуация

50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

8

Развитие речи

30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Резервное время

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

8

0

3 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

1

Русский язык
как
государственн
ый язык
Российской
Федерации

2

Характеристик
а звуков
русского
языка

3

Соотношение
звукового и
буквенного
состава слов

4

Лексическое
значение слова

5

Работаем с
толковыми
словарями

6

Наблюдаем за
значениями
слов в тексте

7

Прямое и
переносное
значение слова

8

Устаревшие
слова

9

Однокоренные
(родственные)
слова;
признаки
однокоренных
(родственных)
слов

Все
го

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Контрол
ьные
работы

Практиче
ские
работы

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

01.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1ebc8

04.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1fb4a

05.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1fb4a

06.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1f168

07.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1f938

08.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1f938

11.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1f50a

12.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1f35c

13.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
21238

10

Различение
однокоренных
слов и слов с
омонимичным
и корнями

11

Однокоренные
слова и формы
одного и того
же слова.

12

Окончание как
изменяемая
часть слова.

13

Нулевое
окончание

14

Корень,
приставка,
суффикс —
значимые
части слова.

15

Выделение в
словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания,
корня,
приставки,
суффикса

16

Состав слова:
обобщение

17

Резерный урок
по разделу
состав слова:
проектное
задание
"Семья слов"

18

Контрольный
диктант
Части речи

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
21800

15.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2163e

18.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4219d6

19.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4219d6

20.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
219d6

21.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
21c24

22.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
21e54

25.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
222d2

26.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
284ac

19

Имя
существительн
ое: общее
значение,
вопросы,
употребление
в речи

20

Имена
существительн
ые мужского,
женского и
среднего рода

21

Род имён
существительн
ых

22

Число имён
существительн
ых

23

Имена
существительн
ые
единственного
и
множественно
го числа.

24

Изменение
имён
существительн
ых по числам

25

Падеж имён
существительн
ых

26

Падеж имён
существительн
ых:
именительный
падеж

27

Падеж имён
существительн
ых:
родительный
падеж

27.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
28aec

28.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
291f4

29.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
293ca

1

02.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
296c2

1

03.10

https://nsc.1sept.ru/i
ndex.php

04.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
29ec4

05.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2a086

06.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2a23e

16.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2b152

1

1

1

1

1

1

1

28

Падеж имён
существительн
ых: дательный
падеж

29

Падеж имён
существительн
ых:
винительный
падеж

30

Падеж имён
существительн
ых:
творительный
падеж

31

Падеж имён
существительн
ых:
предложный
падеж

32

Изменение
имён
существительн
ых по падежам
и числам
(склонение).

33

Имена
существительн
ые 1, 2, 3­го
склонения.

34

Имена
существительн
ые
одушевлённые
и
неодушевлённ
ые.

35

Обобщение
знаний об
имени
существительн
ом

1

1

1

1

1

1

1

1

17.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2b878

18.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2a23e

19.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2ba62

20.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2bd28

23.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2bf44

24.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2c110

25.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2c750

26.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2e56e

36

Имя
прилагательно
е: общее
значение,
вопросы,
употребление
в речи

37

Зависимость
формы имени
прилагательно
го от формы
имени
существительн
ого

38

Изменение
имён
прилагательны
х по родам

39

Изменение
имён
прилагательны
х по числам

40

Изменение
имён
прилагательны
х по падежам

41

Склонение
имён
прилагательны
х

42

Значения имён
прилагательны
х

43

Наблюдение за
значениями
имён
прилагательны
х

44

Значения имён
прилагательны
х: обобщение

27.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2e758

30.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2f036

31.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2eb5e

01.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2edb6

02.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2f3a6

03.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2fbda

07.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
30526

1

08.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
30710

1

09.11

1

1

1

1

1

1

1

45

Местоимение
(общее
представление
)

1

10.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
313a4

46

Личные
местоимения

1

13.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
31746

47

Как
изменяются
личные
местоимения

1

14.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
3191c

48

Употребление
личных
местоимений в
речи

1

15.11

49

Использование
личных
местоимений
для
устранения
неоправданны
х повторов в
тексте

50

Глагол: общее
значение,
вопросы,
употребление
в речи.

51

Значение и
употребление
глаголов в
речи

52

Неопределённ
ая форма
глагола

53

Изменение
глаголов по
числам

54

Настоящее
время
глаголов

16.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
321b4

1

17.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
32768

1

27.11

1

1

1

1

28.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
32a1a

29.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
32d80

30.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
3303c

55

Будущее
время
глаголов

01.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
33500

56

Прошедшее
время
глаголов

04.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
3337a

57

Род глаголов в
прошедшем
времени

05.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
34072

58

Частица не, её
значение

06.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
343e2

59

Части речи:
систематизаци
я изученного в
3 классе

07.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
287ae

60

Части речи:
обобщение

1

08.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
32768

61

Резерный урок
по разделу
морфология:
отработка
темы

1

11.12

http://www.rus.1sept
ember.ru

62

Резерный урок
по разделу
морфология:
отработка
темы

1

12.12

63

Резерный урок
по разделу
морфология:
отработка
темы

1

13.12

64

Резерный урок
по разделу
морфология:
проверочная
работа

1

65

Предложение

1

1

1

1

1

1

1

14.12

15.12

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

66

Виды
предложений

67

Обобщение
знаний о видах
предложений

68

Связь слов в
предложении

69

Главные
члены
предложения

70

Подлежащее

71

Сказуемое

72

Подлежащее и
сказуемое

73

Второстепенн
ые члены
предложения

74

Предложения
распространён
ные и
нераспростран
ённые

75

Однородные
члены
предложения

76

Однородные
члены
предложения с
союзами и, а,
но

77

Однородные
члены
предложения
без союзов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
23826

19.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
28268

20.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
23682

21.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
23d3a

22.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
248ca

25.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
24a96

26.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
24532

27.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
252c0

28.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26be8

29.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26dd2

08.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26f80

09.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26f80

78

Резерный урок
по разделу
синтаксис:
отработка
темы

1

10.01

79

Резерный урок
по разделу
синтаксис:
отработка
темы

1

11.01

80

Повторение
изученных
орфографичес
ких правил:
гласные после
шипящих,
буквосочетани
я чк, чн, чт,
щн, нч

81

Повторяем
правописание
проверяемых
безударных
гласных в
корне слова

82

Повторяем
правописание
парных по
звонкостиглухости
согласных в
корне слова

83

Повторяем
правописание
проверяемых и
непроверяемы
х безударных
гласных в
корне слова

84

Повторяем
правописание
слов с
разделительны

12.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2009a

15.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
28c7c

16.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
22494

1

17.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
25cca

1

18.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
23f9c

1

1

1

м мягким
знаком
85

Правописание
суффиксов

86

Закрепляем
правописание
суффиксов

87

Правописание
приставок

88

Закрепляем
правописание
приставок

89

Закрепляем
правописание
суффиксов и
приставок

90

Объясняющий
диктант:
повторение
правил
правописания

91

Наблюдаем за
знаками
препинания в
предложениях
с
однородными
членами, не
соединёнными
союзами

92

Наблюдаем за
знаками
препинания в
предложениях
с
однородными
членами,
соединёнными
повторяющим
ися союзами и,
или

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2b42c

22.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2b648

23.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
25ea0

24.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
25ea0

25.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
25ea0

26.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
25ea0

29.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
276d8

30.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
27d36

93

Правописание
слов с двумя
безударными
гласными в
корне слова

94

Закрепление
способов
проверки
написания
слов с двумя
безударными
гласными в
корне слова

95

Правописание
слов с двумя
корнями

96

Наблюдение за
соединительн
ыми гласными
о, е

97

Наблюдение за
обозначением
буквами
непроизносим
ых согласных
в корне слова

31.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26080

01.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26080

02.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26080

05.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2da88

1

06.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2da88

98

Непроизносим
ые согласные в
корне слова

1

07.02

http://www.rus.1sept
ember.ru

99

Отработка
написания
непроизносим
ых согласных
в корне слова

1

08.02

10
0

Объяснительн
ый диктант:
отрабатываем
написание
слов с
орфограммами
корня

1

1

1

1

1

1

09.02

http://nsportal.ru

http://www.rus.1sept
ember.ru

10
1

Правописание
слов с
удвоенными
согласными

10
2

Отработка
правописания
слов с
удвоенными
согласными

10
3

Продолжаем
учиться писать
приставки:
пишем
приставки

10
4

Разделительны
й твёрдый знак

10
5

Мягкий знак
после
шипящих на
конце имён
существительн
ых

12.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2a6b2

1

13.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2a6b2

1

14.02

1

15.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
24190

1

16.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
29906

10
6

Закрепляем
правило
«Мягкий знак
после
шипящих на
конце имён
существительн
ых»

1

26.02

10
7

Отрабатываем
правило
«Мягкий знак
после
шипящих на
конце имён
существительн
ых»

1

27.02

10
8

Наблюдение за
правописание
м безударных
окончаний

1

1

28.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2c32c

имён
существительн
ых 1-го
склонения

10
9

Правописание
безударных
окончаний
имён
существительн
ых 1-го
склонения

11
0

Наблюдение за
правописание
м безударных
окончаний
имён
существительн
ых 2-го
склонения

11
1

Правописание
безударных
окончаний
имён
существительн
ых 2-го
склонения

11
2

Наблюдение за
правописание
м безударных
окончаний
имён
существительн
ых 3-го
склонения

11
3

Правописание
безударных
окончаний
имён
существительн
ых 3-го
склонения

1

1

1

1

1

29.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2c53e

01.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2c958

04.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2cb2e

05.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2d240

06.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2d47a

11
4

Правописание
окончаний
имён
существительн
ых во
множественно
м числе

11
5

Правописание
безударных
окончаний
имён
существительн
ых:
систематизаци
я знаний

11
6

Правописание
безударных
окончаний
имён
существительн
ых: обобщение

11
7

Объяснительн
ый диктант
(безударные
гласные в
падежных
окончаниях
имён
существительн
ых)

11
8

Наблюдение за
правописание
м окончаний
имён
прилагательны
хв
единственном
числе

11
9

Наблюдение за
правописание
м окончаний
имён
прилагательны

1

1

1

1

1

1

07.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2e38e

11.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2d682

12.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2d894

13.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2e974

14.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2fa4a

15.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2cb2e

х во
множественно
м числе

12
0

Правописание
окончаний
имён
прилагательны
хв
единственном
и во
множественно
м числе

12
1

Обобщение
знаний о
написании
окончаний
имён
прилагательны
х

12
2

Обобщение
знаний о
написании
окончаний
имён
существительн
ых и имён
прилагательны
х

12
3

Правописание
местоимений с
предлогами

12
4

18.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2fea0

19.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2fea0

20.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
321b4

1

21.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
3233a

Правописание
местоимений

1

22.03

12
5

Наблюдение за
написанием
окончаний
глаголов в
прошедшем
времени

1

25.03

12
6

Правописание
глаголов

1

1

1

1

26.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
33af0

12
7

Правописание
частицы не с
глаголами

1

27.03

12
8

Повторяем
правописание
слов с
изученными в
1-3 классах
орфограммами
в корне,
приставках,
окончаниях

1

28.03

12
9

Повторяем
правописание
слов с
изученными в
1-3 классах
орфограммами

13
0

Контрольный
диктант
Резерный урок
по разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности

1

13
1

Резерный урок
по разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности

1

02.04

13
2

Резерный урок
по разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности

1

03.04

13
3

Резерный урок
по разделу

1

04.04

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
34784

29.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
34c84

01.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2fea0

орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности

13
4

Резерный урок
по разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности

1

05.04

13
5

Резерный урок
по разделу
орфография:
проверочная
работа по теме
"Правописани
е слов с
орфограммами
в корне"

1

15.04

13
6

Резерный урок
по разделу
орфография:
проверочная
работа по теме
"Правописани
е безударных
падежных
окончаний
имен
существительн
ых"

1

1

16.04

13
7

Резерный урок
по разделу
орфография:
проверочная
работа по теме
"Правописани
е безударных
падежных
окончаний
имен

1

1

17.04

http://nsportal.ru

прилагательны
х"

13
8

Резерный урок
по разделу
орфография:
проверочная
работа "Чему
мы научились
на уроках
правописания
в 3 классе"

13
9

Вспоминаем
нормы
речевого
этикета:
приглашение,
просьба,
извинение,
благодарность,
отказ

14
0

Повторение и
продолжение
работы с
текстом,
начатой во 2
классе:
признаки
текста

1

18.04

19.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
34a54

1

22.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
228ae

14
1

Повторение и
продолжение
работы с
текстом,
начатой во 2
классе: тема
текста,
основная
мысль текста

1

23.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
22d40

14
2

Повторение и
продолжение
работы с
текстом,
начатой во 2

1

24.04

1

классе:
заголовок
14
3

Определение
типов текстов

14
4

Отработка
умения
определять
тип текста
(повествовани
е, описание,
рассуждение)

14
5

Определение
типов текстов:
обобщение

14
6

Корректирова
ние текстов с
нарушенным
порядком
предложений

14
7

Корректирова
ние текстов с
нарушенным
порядком
абзацев

14
8

Знакомство с
жанром
письма

14
9

Учимся писать
письма

15
0

Пишем
поздравительн
ую открытку

15
1

Знакомство с
жанром
объявления

15
2

Ключевые
слова в тексте

25.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
23038

1

26.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
22ac0

1

27.04

1

1

1

1

1

1

1

1

02.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
239ca

03.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
23b6e

06.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
27142

07.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
250e0

08.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
30904

13.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
30904

14.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
30904

15
3

План текста

15
4

Составление
плана текста

15
5

Продолжаем
учиться
составлять
план текста

15
6

Изложение
текста с
опорой на
коллективно
составленный
план

15
7

Изложение
текста с
опорой на
коллективно
составленный
план

15
8

Изложение
текста с
опорой на
коллективно
составленный
план

15
9

Изложение
текста с
опорой на
самостоятельн
о
составленный
план

16
0

Написание
текста по
заданному
плану

16
1

Наблюдение за
связью
предложений в
тексте

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
23272

16.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
24f28

17.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
234ca

17.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2900a

20.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2900a

21.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2900a

22.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
2900a

23.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26238

24.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26238

16
2

Наблюдение за
связью
предложений в
тексте с
помощью
личных
местоимений,
синонимов,
союзов и, а, но

16
3

Наблюдение за
связью
предложений в
тексте с
помощью
союзов и, а, но

16
4

Создание
собственных
текстовповествований

16
5

Создание
собственных
текстовописаний

16
6

Создание
собственных
текстоврассуждений

16
7

Как помочь
вести диалог
человеку, для
которого
русский язык
не является
родным

16
8

Ознакомитель
ное чтение:
когда оно
нужно

16
9

Резерный урок
по разделу
развитие речи:
работаем с
текстами

24.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
31fd4

27.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26238

27.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
33cda

1

28.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
26238

1

28.05

1

1

1

1

1

1

29.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1ef10

29.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
3157a

30.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
3157a

17
0

Резерный урок
по разделу
развитие речи:
работаем с
текстами

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

170

30.05

8

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
3157a

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочие тетради
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Программы начального общего образования Москва «Просвещение»
2014г.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс в 2-х частях. Москва
«Просвещение»,2014г.
- Канакина В.П.: Русский язык. Рабочая тетрадь 3 класс в 2-х частях.
Москва «Просвещение»,2016г.
- Приложение на электронном носителе Канакина В. П. Русский язык.3
класс. М.: Просвещение. 2014.
- Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П.
Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.М.:АСТ Астрель,2014
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный,
словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
- Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров и картинок.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
ИКТ и ЦОР:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам:
http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru
оборудования и электронных образовательных
ресурсов для общего образования 1-4 класс
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно- http://www.ict.edu.ru
коммуникационные технологии в образовании»
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru
учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл.
10. Газета «Математика» Издательский Дом http://www.math.1september.ru
«Первое сентября»
11. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
сайт для учителей» 1-4 класс
12. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru
и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл.
13. Коллекция «Мировая художественная культура»
http://www.art.september.ru
14. Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru
общеобразовательного портала
15.Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com

детей и родителей (1-4 класс)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».