МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ МинистерствообразованияМосковскойобласти УправленияобразованияадминистрациигородскогоокругаСолнечногорскМосковскойобласти МБОУлицей№7 РАССМОТРЕНОНАШМО Руководитель:учительначальныхклассов /С.Н.Анцифрова Протокол №______________. УТВЕРЖДЕНО ДиректорМБОУлицей№7 /Г.В.Нагорная Приказ№______________. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4399573) учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1– 4 классов Составители учителя начальных классов: Волкова Л.А., Мкртчян Т.А., Прохорова Т.В., Сергеева Д.С., Сухорукова Н.Н., Анцифрова С.Н. г. Солнечногорск, 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена наоснове«Требованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы»,представленныхв Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, сучётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основнойобразовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристикипланируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализацииобучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных ипредметных результатовприосвоениипредметной области«Искусство»(Музыка). ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способомкоммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — какспособ,формаи опытсамовыраженияи естественногорадостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основыбудущеймузыкальнойкультурыличности,сформироватьпредставленияомногообразиипроявлен иймузыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержанииобразования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальнойкультуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоениямузыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступныхмузыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активноймузыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,пониманиеосновных жанровыхособенностей,принциповиформ развитиямузыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактовмузыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,специальнойтерминологииит.п.).Однакоэтотуровеньсодержанияобучениянеявляетсягл авным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание иосознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,которыенесётвсебемузыка как«искусство интонируемогосмысла»(Б. В.Асафьев). Свойственнаямузыкальномувосприятиюидентификацияслирическимгероемпроизведения(В.В.Мед ушевский) является уникальным психологическим механизмом для формированиямировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом присоставлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальныхценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитиеэмоциональногоинтеллектаобучающихся.Черезопытчувственноговосприятияихудожественн огоисполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности вцелом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровымформам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,внутреннеприсущих самомуискусству—оттрадиционных фольклорныхигритеатрализованных представленийкзвуковымимпровизациям,направленнымнаосвоениежанровыхособенностей,элементовму зыкального языка,композиционныхпринципов. ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА» Музыкажизненнонеобходимадляполноценногоразвитиямладшихшкольников.Признаниесамоценнос ти творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование ивоспитаниеделает неприменимыми критерииутилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всейдуховной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитанияявляется личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира черезпереживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитаниечуткости квнутреннемумирудругогочеловекачерез опытсотворчестваи сопереживания). Впроцессеконкретизации учебныхцелейихреализацияосуществляетсяпоследующимнаправлениям: 1) становлениесистемыценностейобучающихсявединствеэмоциональнойипознавательнойсфе ры; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значениямузыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражениямногообразияжизни;3)формированиетворческихспособностейребёнка,развитиевнутр еннеймотивациикмузицированию. Важнейшимизадачами вначальнойшколеявляются: 1. Формированиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевжизниивискусстве. 2. Формированиепозитивноговзгляданаокружающиймир,гармонизациявзаимодействияспри родой,обществом,самимсобойчерездоступныеформы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение кобщечеловеческимдуховнымценностямчерезсобственныйвнутреннийопытэмоциональногопе реживания. 4. Развитиеэмоциональногоинтеллектавединствесдругимипознавательнымиирегулятивнымиунив ерсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивноговоображения. 5. Овладениепредметнымиумениямиинавыкамивразличныхвидахпрактического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, втомчисле: а)Слушание(воспитаниеграмотногослушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);в)Сочинение(элементыимпровизации,композиции,аран жировки); г)Музыкальноедвижение(пластическоеинтонирование,танец,двигательноемоделированиеидр.);д)Исс ледовательскиеи творческиепроекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,основныевыразительныесредства, элементы музыкальногоязыка. 7. ВоспитаниеуважениякцивилизационномунаследиюРоссии;присвоениеинтонационнообразногостр ояотечественной музыкальной культуры. 8. Расширениекругозора,воспитаниелюбознательности,интересакмузыкальнойкультуредругихстра н,культур, времёни народов. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщегообразова ния учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», являетсяобязательнымдляизучения ипреподаётся вначальной школес1по 4классвключительно. Содержаниепредмета «Музыка»структурнопредставленовосемьюмодулями(тематическимилиниями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного иосновного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательнойобласти«Искусство»напротяжении всегокурсашкольного обучения: модуль№1«Музыкальнаяграмота»;модуль№2 «НароднаямузыкаРоссии»;модуль№3«Музыканародов мира»;модуль № 4 «Духовная музыка»;модуль№5«Классическаямузыка»;модуль№6 «Современнаямузыкальнаякультура»;модуль№7 «Музыкатеатраикино»;модуль№8«Музыкавжизничело века». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельностьобучающихся,участиевмузыкальныхпраздниках,конкурсах,концертах,театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинамиобразовательнойпрограммы,как«Изобразительноеискусство»,«Литературноечтение», «Окружающиймир», «Основырелигиознойкультурыисветскойэтики»,«Иностранныйязык»идр.Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа (неменее1 часавнеделю). СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Модуль«МУЗЫКАВЖИЗНИЧЕЛОВЕКА» Музыкальныепейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегосяприродой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые труднопередать словами Музыкальныепортреты Музыка,передающаяобразчеловека,егопоходку,движения,характер,манеруречи. «Портреты»,выраженныевмузыкальныхинтонациях Танцы,игрыивеселье Музыка—игразвуками.Танец —искусствоирадостьдвижения.Примерыпопулярныхтанцев Главныймузыкальныйсимвол ГимнРоссии— главныймузыкальныйсимволнашейстраны.ТрадицииисполненияГимнаРоссии.Другиегимны Искусствовремени Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образыдвижения,измененияиразвития Mодуль«МУЗЫКАЛЬНАЯГРАМОТА» Мелодия Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодическийрисунок. Сопровождение Аккомпанемент.Остинато.Вступление,заключение,проигрыш. Песня Куплетнаяформа.Запев,припев. Тональность.Гамма Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков приключе) Интервалы Понятиемузыкальногоинтервала.Тон,полутон.Консонансы:терция,кварта,квинта,секста,октава.Диссонан сы:секунда,септима Вариации Варьированиекакпринципразвития.Тема.Вариации. Музыкальныйязык Темп,тембр.Динамика(форте,пиано,крещендо,диминуэндоидр.).Штрихи(стаккато,легато,акцентидр.) Лад Понятиелада.Семиступенныеладымажориминор.Красказвучания.Ступеневыйсостав Модуль«КЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА» Композиторы—детям. ДетскаямузыкаП.И.Чайковского,С.С.Прокофьева,Д.Б.Кабалевскогоидр.Понятиежанра.Песня,т анец, марш. Музыкальныеинструменты.Фортепиано. Рояльипианино.Историяизобретенияфортепиано,«секрет»названияинструмента(форте+пиано). «Предки»и«наследники»фортепиано(клавесин,синтезатор) Музыкальныеинструменты.Скрипка,виолончель. Певучестьтембровструнныхсмычковыхинструментов.Композиторы,сочинявшиескрипичнуюмузыку. Знаменитыеисполнители, мастера,изготавливавшиеинструменты. Программнаямузыка. Программнаямузыка.Программноеназвание,известныйсюжет,литературныйэпиграф. Симфоническаямузыка Симфоническийоркестр.Тембры,группыинструментов.Симфония,симфоническаякартина. Европейскиекомпозиторы-классики Творчествовыдающихсязарубежныхкомпозиторов. Русскиекомпозиторы-классики Творчествовыдающихсяотечественныхкомпозиторов. Мастерствоисполнителя Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,филармония,Конкурс имени П.И. Чайковского Модуль «ДУХОВНАЯМУЗЫКА» Звучаниехрама Колокола.Колокольныезвоны(благовест,трезвонидр.).Звонарскиеприговорки.Колокольностьвмузыкерус скихкомпозиторов Песниверующих Молитва,хорал,песнопение,духовныйстих.Образыдуховноймузыкивтворчествекомпозиторовклассиков Модуль«НАРОДНАЯМУЗЫКА РОССИИ» Русскийфольклор Русскиенародныепесни(трудовые, солдатские,хороводныеидр.).Детскийфольклор(игровые,заклички,потешки, считалки, прибаутки) Русскиенародныемузыкальныеинструменты Народныемузыкальныеинструменты(балалайка,рожок,свирель,гусли,гармонь,ложки). Инструментальныенаигрыши.Плясовыемелодии Народныепраздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народныхпраздников Фольклорвтворчествепрофессиональныхмузыкантов Собирателифольклора.Народныемелодиивобработкекомпозиторов.Народныежанры,интонациикакос новадля композиторского творчества Модуль «МУЗЫКАТЕАТРАИ КИНО» Музыкальнаясказканасцене,наэкране Характерыперсонажей,отражённыевмузыке.Тембрголоса.Соло.Хор,ансамбль Театроперыибалета Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальномспектакле Опера.Главныегероииномераоперногоспектакля Ария,хор,сцена,увертюра—оркестровоевступление.Отдельныеномераизоперрусскихизарубежных композиторов ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Спецификаэстетическогосодержанияпредмета «Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие,смысловоеединствотрёхгруппрезультатов:личностных,ме тапредметныхипредметных. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностныерезультатыосвоениярабочейпрограммыпомузыкедляначальногообщегообразованиядости гаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной ивнеурочнойдеятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системойпозитивныхценностныхориентаций, втом числевчасти: Гражданско-патриотическоговоспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций егоисполнения,уважениемузыкальныхсимволовитрадицийреспубликРоссийскойФедерации;проявлен иеинтересак освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение кдостижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своейшколы,города, республики. Духовно-нравственноговоспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения идоброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческогосотрудничества впроцессенепосредственноймузыкальнойиучебнойдеятельности. Эстетическоговоспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего идругихнародов;умениевидетьпрекрасноевжизни,наслаждатьсякрасотой;стремлениексамовыраже ниювразныхвидахискусства. Ценностинаучногопознания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпо знании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругих людей)образажизнивокружающейсреде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным вмузыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностеймузыкотерапии. Трудовоговоспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,настойчивостьвдостижениипоставленныхцелей;интерескпрактическомуизучениюпрофессийвс ферекультурыи искусства;уважениек трудуирезультатамтрудовойдеятельности. Экологическоговоспитания:бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,пр иносящихей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,формируемыеприизучениипр едмета«Музыка»: 1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями. Базовыелогическиедействия: - сравниватьмузыкальныезвуки,звуковыесочетания,произведения,жанры;устанавливатьоснованиядля сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты(музыкальныеинструменты,элементымузыкальногоязыка,произведения,исполнительскиесос тавы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкальногоискусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основепредложенногоучителемалгоритма; - выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной(прак тической)задачи наосновепредложенного алгоритма; - устанавливатьпричинно- следственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения,делать выводы. Базовыеисследовательскиедействия:наосновепредложенныхучителемвопросовопределятьразры в между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе вотношениисобственныхмузыкально-исполнительскихнавыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместногомузицирования;сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзада чи,выбирать наиболееподходящий (наосновепредложенныхкритериев); проводитьпопредложенномуплануопыт,несложноеисследованиепоустановлениюособенностейпредметаи зученияисвязеймеждумузыкальнымиобъектамииявлениями(часть—целое,причина —следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённогонаблюдения(втомчислевформедвигательногомоделирования,звуковогоэксперимента ,классификации, сравнения, исследования);прогнозировать возможное развитие музыкальногопроцесса,эволюции культурных явлений вразличныхусловиях. Работа синформацией: выбиратьисточникполученияинформации; согласнозаданномуалгоритмунаходитьвпредложенномисточникеинформацию,представленнуювявно мвиде;распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилинаоснованиипредло женногоучителемспособаеёпроверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)правилаинформационнойбезопасностиприпоискеинформациивсетиИнтернет;анализи роватьтекстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителемалгоритму;самостоятельносоздавать схемы,таблицыдляпредставления информации. 2. ОвладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиямиНевербальнаяко ммуникация: восприниматьмузыкукакспецифическуюформуобщениялюдей,стремитьсяпонятьэмоциональнообразноесодержаниемузыкального высказывания; выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки (солоиливколлективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,чувства,личноеотношениек исполняемомупроизведению; осознаннопользоватьсяинтонационнойвыразительностьювобыденнойречи,пониматькультурныенормыи значениеинтонации вповседневномобщении. Вербальнаякоммуникация: восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоотв етствиисцелями иусловиямиобщения взнакомой среде; проявлять уважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидискуссии;признавать возможностьсуществованияразныхточекзрения;корректно и аргументированновысказыватьсвоёмнение;строитьречевоевысказываниев соответствии с поставленной задачей;создавать устные и письменные тексты(описание, рассуждение, повествование);готовить небольшие публичныевыступления;подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)кт екстувыступления. Совместнаядеятельность(сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,исполнениямузыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работыпри решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия прирешениипоставленнойзадачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия вколлективныхзадачах)встандартной(типовой)ситуациинаосновепредложенногоформатапланировани я, распределения промежуточных шагов и сроков;принимать цель совместнойдеятельности,коллективно строитьдействияпо еёдостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;ответственно выполнять свою частьработы; оценивать свой вклад в общий результат;выполнять совместные проектные, творческиезаданиясопоройнапредложенныеобразцы. 3. ОвладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиямиСамоорганизация:пл анировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательностьвыбранныхдействий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;корректироватьсвои учебныедействиядляпреодоленияошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения,эмоциональногодушевногоравно весияи т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результатыхарактеризуютначальный этапформированияу обучающихся основмузыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности врегулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке какважномуэлементусвоей жизни. Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»: синтересомзанимаютсямузыкой,любятпеть,игратьнадоступныхмузыкальныхинструментах,умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;сознательностремятся кразвитию своихмузыкальныхспособностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальныепроизведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различныхсмежных видах искусства;с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальнойкультуры;стремятсякрасширениюсвоегомузыкальногокругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы поучебныммодулями должныотражатьсформированностьумений: Модуль«Музыкав жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,выражающиеразнообразныеэмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённыежанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),декламационность,эпос(связьсословом);осознаватьсобственныечувстваимысли,эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию иудовлетворениюэстетическихпотребностей. Модуль«Народнаямузыка России»: определятьпринадлежностьмузыкальныхинтонаций,изученныхпроизведенийкродномуфольк лору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;определять наслух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;группировать народныемузыкальныеинструментыпопринципузвукоизвлечения:духовые,ударные,струнные; определятьпринадлежностьмузыкальныхпроизведенийиихфрагментовккомпозиторскомуилинародномут ворчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народныхиакадемических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;исполнятьнародныепроизведенияразличныхжанровссопровождениемибезсопровождения;учас твовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) наосновеосвоенныхфольклорныхжанров. Модуль«Музыкальнаяграмота»: классифицироватьзвуки:шумовыеимузыкальные,длинные,короткие,тихие,громкие,низкие,высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;различатьизобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различиямузыкальныхиречевыхинтонаций;различатьнаслухпринципыразвития:повтор,контрас т,варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальныеформы— двухчастную,трёхчастнуюитрёхчастнуюрепризную,рондо,вариации;ориентироватьсявнотнойз аписи впределахпевческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;исполнятьпесниспростыммелодическимрисунк ом. Модуль«Классическаямузыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,исполнительскийсостав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называтьтипичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторовклассиков;различатьконцертныежанрыпоособенностямисполнения(камерныеисимфонические,вокаль ныеиинструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;исполнять (в том числефрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;воспринимать музыку всоответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальнымзвучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;характеризоватьвыразительные средства, использованные композитором для созданиямузыкального образа;соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходстванастроения,характера, комплексавыразительныхсредств. Модуль«Духовнаямузыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать еёжизненное предназначение;исполнять доступные образцы духовной музыки;уметь рассказыватьоб особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви(вариативно:другихконфессийсогласнорегиональной религиознойтрадиции). Модуль«Музыкатеатраикино»:определятьиназывать особенностимузыкальносценическихжанров (опера,балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух иназывать освоенныемузыкальныепроизведения(фрагменты)и ихавторов; различатьвидымузыкальныхколлективов(ансамблей,оркестров,хоров),тембрычеловеческихголосови музыкальных инструментов,уметьопределятьихнаслух; отличатьчертыпрофессий,связанных ссозданиеммузыкальногоспектакля,иихроливтворческомпроцессе:композитор,музыкант,дирижёр,сценар ист,режиссёр,хореограф,певец,художникидр. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Количествочасов Электронные(цифровые)образовательныересурсы всего контрольныеработы практическиеработы 4 0 1 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo 4 0 1 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo 4 0 1 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo 2 1 2 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo 1 0 1 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo 6 1 0 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo 1 Музыка в жизни человека 2 Музыкальная грамота 3 Классическая музыка 4 Духовная музыка 5 Музыкальная грамота 6 Народная музыка России 7 Музыкальная грамота 1 0 1 8 Музыка театра и кино 3 0 2 9 Классическая музыка 2 1 0 10 Музыкальная грамота 2 0 1 11 Классическая музыка 4 0 1 12 Музыка в жизни человека 1 1 0 34 4 11 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v=0M0O3Mnbwzo ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Тема урока всего Русские композиторы-классики 1. 0 Вокальная музыка 0 1 Симфоническая музыка 5. 19.09 0.5 0 Программная музыка 26.09 0.5 0 0 03.09 1 Балет. Хореография –искусство танца. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Тестирование по итогам I четверти 20232024 0 1 1 Интервалы 8. 9. 05.09 12.09 0 1 4. 7. Дата изучения 0.5 1 Инструментальная музыка 6. 0 Электронные(цифровые)образо вательные ресурсы 1 2. 3. Количествочасов Контрольные Практические работы работы 17.10 0.75 0.25 0 24.10 1 0 31.10 1 Красота и вдохновение 0 1 07.11 0.5 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v =0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo Сказки, мифы и легенды 0 1 10. Жанры музыкального фольклора 11. 14.11 0.5 0 1 28.11 0 Народные праздники 12. 13. Фольклор народов России .Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Тестирование по итогам II четверти 2023-2024 14. 15. 05.12 1 0 1 Интервалы 0 09.01 0 1 16.01 0.75 0 Инструментальная музыка 26.12 0 1 19. 20. 0 0 Кавказские мелодии и ритмы 18. 19.12 0.75 1 16. 12.12 0.25 1 Пентатоника 0.25 0 1 Тональность. Гамма 17. 0.25 23.01 1 0 0 30.01 1 Мастерство исполнителя 0 1 06.02 0.5 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v =0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo Песни верующих 1 21. Музыкальный язык 0 13.02 0 0 27.02 0 0 05.03 0.5 22. 1 23. 24. Ритмические рисунки в размере 6/8 1 Европейские композиторы - классики 25. Тестирование по итогам III четверти 2023-2024 г 26. Программная музыка. Симфоническая музыка 1 Вокальная музыка 1 27. 0.25 1 1 26.03 1 0 0 0 Мастерство исполнителя 02.04 16.04 0 1 1 29. 19.03 0 Инструментальная музыка 28. 12.03 0 1 0 0 0 0 23.04 1 Сопровождение 1 30.04 30. Музыкальная форма 31. 07.05 0 1 1 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo 32. Современные обработки классической музыки 33. Современные обработки классической музыки 34. Тестирование по учебного года. итогам 0 1 1 0 1 2023-2024 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14.05 1 0 28.05 0 1 34 21.05 4 11 РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo РЭШ, https://www.youtube.com/watch?v= 0M0O3Mnbwzo УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА Музыка,3 класс/КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П., ШмагинаТ.С.,Акционерноеобщество «Издательство«Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ 1. Программаначальногообщегообразованияпомузыке. 2. Сборникипесенихоров. 3. Методическиепособия(рекомендациикпроведениюуроковмузыки). 4. Книгиомузыкеимузыкантах. 5. Научно-популярнаялитературапоискусству ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453552f31d9b164. 2. Российскийобщеобразовательныйпортал-http://music.edu.ru/. 3. Детскиеэлектронныекнигиипрезентации-http://viki.rdf.ru/. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦ ЕССАУЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ Изображениямузыкантов,играющихнаразличныхинструментах.Фотографиии репродукциикартинкрупнейшихцентровмировоймузыкальнойкультуры. ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ Компьютер.Аудиозаписиифонохрестоматиипомузыке