УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Солнечногорска 141500, Московская область, г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9 тел./факс 8-496-2- 64-59-58 e-mail: Nagornaya.GV@mail.ru Утверждаю Директор МБОУ лицей №7 ______________________ Г.В. Нагорная 31 августа 2022 г. Приказ №329 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ (базовый уровень) 11В КЛАСС Составитель учитель информатики Бурлак Иван Викторович 2022 -2023 учебный год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ Личностными результатами являются: – готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметными результатами являются: – умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; – умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; – умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные результаты: Выпускник на базовом уровне научится: – находить оптимальный путь во взвешенном графе; – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; – выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; – понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); – использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; – аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; – использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; – использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; – создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; – применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы; разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу; применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; понимать общие принципы разработки и функционирования интернет – приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. Содержание учебного предмета № п/п Разделы авторской программы Обработка информации в электронных таблицах Алгоритмы и элементы 2 программирования 3 Информационное моделирование 1 Сетевые информационные 4 технологии 5 Основы социальной информатики 6 Повторение ИТОГО Количество Количество Разделы рабочей программы часов часов Обработка информации в электронных таблицах Алгоритмы и элементы программирования Информационное моделирование 7 5 4 Сетевые информационные технологии Основы социальной информатики 3 Повторение 1 6 9 8 5 35 ИТОГО 9 8 3 33,5 Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 33,5 часа) № урока Тема урока п/п № урока по теме 1 1 Табличный процессор. Основные сведения 2 2 Редактирование и форматирование в табличном процессоре 3 3 Встроенные функции и их использование 4 4 Логические функции 5 5 Финансовые и текстовые функции 6 6 Инструменты анализа данных Виды, формы и содержание деятельности учащихся. Содержание воспитательного потенциала уроков. Даты Дата по плану 01.09.2022 Выпускник на базовом уровне научится: – использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; – представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов; – разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; - интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 08.09.2022 15.09.2022 22.09.2022 29.09.2022 06.10.2022 Дата по факту 7 7 Контрольная работа по теме «Обработка информации в электронных таблицах» 8 1 Основные сведения об алгоритмах. 9 2 Алгоритмические структуры 3 Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль 4 Анализ программ с помощью трассировочных таблиц 10 11 20.10.2022 Выпускник на базовом уровне научится: – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; – узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; – читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; – выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти). Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных; – получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти; – применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; – использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к 27.10.2022 03.11.2022 10.11.2022 17.11.2022 обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 5 Функциональный подход к анализу программ 13 6 Структурированные типы данных. Массивы 08.12.2022 14 7 Структурное программирование 15.12.2022 15 8 Рекурсивные алгоритмы 22.12.2022 9 Контрольная работа по теме «Алгоритмы и элементы программирования 29.12.2022 12 16 01.12.2022 17 1 Модели и моделирование 18 2 Моделирование на графах 19 3 Знакомство с теорией игр 20 4 База данных как модель предметной области 21 5 Реляционные базы данных 22 6 Системы управления базами данных 12.01.2023 Выпускник на базовом уровне научится: – находить оптимальный путь во взвешенном графе; – использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; – использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; – описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; – применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её; – создавать учебные многотабличные базы данных Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 19.01.2023 26.01.2023 02.02.2023 09.02.2023 16.02.2023 23 24 25 7 Проектирование и разработка базы данных 02.03.2023 8 Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» 09.03.2023 1 Основы построения компьютерных сетей 16.03.2023 26 2 Как устроен Интернет 27 3 Службы Интернета 4 Интернет как глобальная информационная система 5 Тест по теме « Сетевые информационные технологии» 28 29 Выпускник на базовом уровне научится: – использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах; – использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы; – использовать в повседневной деятельности информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права; – анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; – понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; – создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; 10 организовывать личное информационное пространство; – критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. 23.03.2023 30.03.2023 13.04.2023 20.04.2023 30 6 Информационное общество 27.04.2023 31 7 Информационное право 04.05.2023 32 8 Информационная безопасность 11.05.2023 33 1 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей Основные идеи и индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире понятия курса профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 18.05.2023 34 2 Резерв 25.05.2023 Согласовано Заместитель Директора По УВР______________Ярушина О.А. Дата________________________________ Повторение Рассмотрено и согласовано На заседании ШМО учителей математики Протокол № ________________от Председатель ШМО _________________________Сидорова И.Ю