РП ОБЖ 8-9 класс

ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 7 г. Солнечногорска
141500, Московская область,
г. Солнечногорск, ул. Почтовая, д.9

тел./факс 8-496-2- 64-59-58
e-mail: Nagornaya.GV@mosreg.ru

Утверждаю
Директор МБОУ лицей №7
_______________ Г. В. Нагорная
«30» августа 2021г.
Приказ № 254

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ

основное общее образование

8-9 классы

Составитель:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Анисимов Игорь Васильевич

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе нормативных документов:
1. «Закон об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ (с действующими
изменениями).
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изменениями, внесенными Приказом
Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577);
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №7 (с
изменениями)
4. Приказ № 766 Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность утверждённый
приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года 3254 «(зарегистрирован 02.03.2021
№62645).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30
июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19);
6. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ НО, ОО образования. Содержание
учебно-методического комплекта основывается на закономерностях ОБЖ, на тех понятиях,
которые отражены в Требованиях к содержанию образовательной программы ОБЖ.. Учебники
имеют разделы, в названиях которых выражены требования безопасности блока уроков четверти,
года.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
9. Учебный план МБОУ лицей №7.
10. Положение о рабочей программе.
Программа реализуется на основе УМК: Основы безопасности жизнедеятельности: 8-9 классы:
учебник/ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Сидоренко и др- 3-е изд, перераб.-М.: Вента Графа, 2021.272с.:ил.
Срок реализации программы – 2 года.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 68 часов – по 34 часа в 8 и 9 классах (1 час в неделю).
Рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры

безопасности учащихся 8 – 9 классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует
понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных
норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности
окружающего мира.
С целью достижения высоких результатов образования, для реализации программы в рамках
системно-деятельностного подхода используются:
Форма уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и
систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний, комбинированный урок,
виртуальные экскурсии, практические работы.
Технологии: индивидуальная работа, подготовительная работа в малых и больших группах,
проектную деятельность, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение.
Формы контроля: тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы, проекты.
Программа реализуется дистанционно, с применением исключительно электронного обучения.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования
осуществляется не только в рамках урочной системы, но и через внеурочную деятельность, где
мероприятия, посвященные детский безопасности, носят постоянных характер.
Программой предусматривается интегрированный подход к обучению с применением
информационно-коммуникативных технологий и использованием электронных приложений,
что позволяет сделать процесс дистанционного обучения наглядным и эффективным.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:
- Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения
от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и
государства;
- Формирование современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности
жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при
неотложных состояниях;
- Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;
- Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные
решения ивырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейсяобстановки и индивидуальных возможностей;
Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения
Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностными
результатами
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах исообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;
 формирование системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными
действиями:
 анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и
здоровьечеловека;
 сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
 планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;



обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных
причинах возникновения опасных ситуаций.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -выдвигать
версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат; - ставить цель на основе определенной проблемы и существующих
возможностей
формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели;
 -обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения; -обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;





определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на
краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи
и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов); -выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи или достижения цели составлять план решения
проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его
для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; -систематизировать (в
том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки
своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации или при отсутствии планируемого результата; -работая по своему плану,
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации
для получениязапланированных характеристик результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать

изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта; -сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
изцели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать
продукт
своей
деятельности
по
заданнымили самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своихвнутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;



определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности; -демонстрировать приемы регуляции
психофизиологических и эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления, ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явленийк общим закономерностям;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 делать вывод
на основе
критического
анализа
разных
точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет или явление;
 определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;
 строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументироватьи отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли или играть определенную роль в совместной
деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовал продуктивной коммуникации;
 троить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочностьсвоего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;









соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствиис коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в
рамкахдиалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованиемнеобходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или
отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
послезавершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслейсредствами
естественных и
формальных языковв
соответствии с условиями коммуникации;
 -использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
 объяснять смысл основных терминов и понятий (в рамках изученного материала);
 характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных
чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий (в рамках изученного материала);
 раскрывать особенности семьи как важного социального института; характеризовать
факторы, влияющие на взаимоотношения в семье;
 выявлять положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье и
благополучие человека;
 раскрывать правила и особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и
занятий;
 классифицировать и характеризовать основные виды чрезвычайных ситуаций, отличать
особенности каждого вида;
 анализировать и оценивать различные ситуации, связанные с опасностями для здоровья
и жизни отдельного человека и населения в масштабах региона;
 различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, техногенные,
социальные); приводить информацию о таких ситуациях;
 предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в различных
ситуациях;

 проявлять стремление противостоять негативным влияниям окружающей социальной
среды, сверстников и взрослых;
 организовывать режим и распорядок своей жизнедеятельности, включая в неё
двигательную активность, закаливание и другие мероприятия;
 проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, при пользовании
бытовыми электрическими и газовыми приборами;
 правильно ориентироваться в дорожной обстановке, строго соблюдать Правила
дорожного движения;
 оказывать первую помощь при различных травмах.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные
Обучающиеся научатся:
 использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.)
для оценки, интерпретации и обобщения получаемой информации;
 сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из различных
источников и в разных видах (текст, иллюстрация, графическое представление);
 сравнивать чрезвычайные ситуации и классифицировать их по степени опасности для
жизни и здоровья людей;
 осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в
опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью,
природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
 планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь
на изученные правила безопасного поведения в различных ситуациях;
 контролировать своё поведение, проявлять желание и способности предвидеть
последствия своих действий и поступков;
 оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации, определять ошибки и
недостатки в действиях людей, попавших в такие ситуации, искать способы устранения негативных последствий.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
 участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным
мнениям, объективно оценивать суждения участников);
 формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
 составлять обоснованные суждения о правилах безопасного поведения в различных
чрезвычайных ситуациях;
 характеризовать термины и понятия (в рамках изученных), пользоваться
энциклопедиями и словарями для уточнения их значения и смысла;
 характеризовать термины и причины происходящих негативных явлений и событий,
делать выводы о возможных способах их предупреждения.
Личностные результаты
 освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными,
неожиданными, опасными и чрезвычайными ситуациями;
 сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных
жизненных установок и нравственных представлений;
 эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей
среде, к проявлению асоциального поведения;
 формирование способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те
из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;

 устойчивое
совершенствованию.

стремление

и

готовность

к

саморазвитию

и

личностному

Обучающийся получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
втуристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скоплениялюдей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных
привычек и факторов и насостояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернетресурсы и другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной
безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности

Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать
Немного истории. Забота о здоровье человека в древности и в наши дни.
Окружающая среда и безопасность. Что такое опасность, виды опасностей.
Какие знания и умения вы получите, изучая предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности». Связь предмета с другими науками, его цели и задачи.
Здоровый образ жизни
Зависит ли здоровье от образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе
жизни.
Физическое здоровье человека. Факторы, определяющие физическое здоровье человека.
Физическая культура и здоровье. Закаливание как один из способов тренировки организма.
Правила гигиены.
Правильное питание. Что такое правильное питание. Зависит ли здоровье от питания.
Жиры, белки и углеводы. Экология питания. Продукты питания как экологический фактор. О чём
может рассказать этикетка продукта. Как защититься от гриппа. Диета.
Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья.
Планирование своей жизнедеятельности. Воздействие шума на организм человека. Правила общения с компьютером. Информационная безопасность.
Социальное здоровье человека. Понятие о социальном здоровье. Источники опасности для
социального здоровья. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и
их добровольное и добросовестное исполнение как критерий социального здоровья.
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Что такое репродуктивное здоровье.
Правила ухода за своим телом. Особенности развития девочек и мальчиков (девушек и юношей).
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни
Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожара. Правила пожарной
безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре. Первая помощь при ожогах. Средства
пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.
Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа,
предметов бытовой химии. Первая помощь при отравлении угарным газом, ядохимикатами и
уксусной кислотой. Правила поведения при затоплении квартиры. Правила пользования
электроприборами. Первая помощь при электротравмах.
Разумная предосторожность. Выбор безопасного места для отдыха. Внимательное
отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Безопасное поведение
на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на
лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства, которые можно использовать
для самообороны.
Опасные игры. Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений.
Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при
выборе занятий и развлечений. Первая помощь при переломах.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми
растениями. Съедобные и несъедобные грибы. Правила приготовления грибов. Первая помощь
при отравлении грибами. Встреча в лесу с дикими животными. Если в лесу застала гроза.
Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде. Правила поведения на водоёмах. Как
помочь тонущему человеку. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Первая помощь
при обморожении.

Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире. Роль транспорта в мире. Виды транспорта. Экологически
безопасный автомобильный транспорт. Альтернативный транспорт.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и
последствия. Нарушение Правил дорожного движения как главная причина дорожных
происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и
велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожнотранспортных происшествиях. Первая помощь при кровотечении.
Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне
поезда.
Авиакатастрофы. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие
чрезвычайные ситуации: правила безопасного поведения.
Железнодорожные катастрофы. Правила поведения при железнодорожной катастрофе.
Опасные игры на железнодорожном транспорте и отношение к ним.
Террористические акты на транспорте. Понятие о террористическом акте. Уголовная
ответственность за террористическую деятельность.

Тематическое планирование
учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс

Наименование темы (раздела)

Количество
часов на
изучение

Количество
промежуточного
контроля
(тестов)

Тема 1

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

2

1

Тема 2

Здоровый образ жизни. Что это?

8

1

9

1

5

1

Современный транспорт и безопасность

10

1

Всего часов

34

№
п/п

Тема 3
Тема 4
Тема 5

Опасности, подстерегающие нас в повседневной
жизни
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на
природе

Календарно-тематическое планирование
учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Дата
по плану

Дата
по факту

Тема 1. Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать. – 2 часа
8А- 2.09
8Б -2.09
8В –3.09
8Г -2.09
8А- 9.09
8Б -9.09
8В –10.09
8Г -9.09

8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 16.09
8Б 8В –17.09
8Г -

8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 23.09
8Б -23.09
8В –24.09
8Г -23.09

8А8Б 8В –
8Г -

8А- 30.09
8Б -30.09
8В –1.10
8Г -30.09
8А- 14.10
8Б -14.10
8В –15.10
8Г -14.10

8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 21.10
8Б -21.10
8В –22.10
8Г -21.10

8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 28.10
8Б -28.10
8В –29.10
8Г -28.10

8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 4.11
8Б -4.11
8В –5.11
8Г -4.11

8А8Б 8В –
8Г -

1.1

Немного истории. Забота о здоровье
человека в древности и в наши дни.
Окружающая среда и безопасность.

1

1.2

Какие знания и умения вы получите,
изучая предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности». Связь предмета с
другими науками, его цели и задачи.

1

Тема 2. Здоровый образ жизни. Что это? – 8 часов

2.1

Зависит ли здоровье от образа жизни
Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.

2.2

Физическое здоровье человека.
Факторы, определяющие физическое
здоровье человека. Физическая
культура и здоровье. Закаливание как
один из способов тренировки
организма. Правила гигиены.

2.3

Правильное питание. Что такое
правильное питание. Жиры, белки и
углеводы.

1

2.4

Правильное питание. Проблемы
экологии питания. Диета.

1

2.5

Психическое здоровье человека.
Показатели психического здоровья и
нездоровья. Планирование своей
жизнедеятельности. Воздействие шума
на организм человека.

2.6

Психическое здоровье человека.
Правила общения с компьютером.
Информационная безопасность.

2.7

Социальное
здоровье
человека.
Понятие о социальном здоровье.
Источники опасности для социального
здоровья.

№
п/п

2.8

Тема урока

Репродуктивное здоровье подростков
и его охрана. Что такое
репродуктивное здоровье. Правила
ухода за своим телом. Особенности
развития девочек и мальчиков
(девушек и юношей).

Количество
часов

1

Дата
по плану

8А- 11.11
8Б -11.11
8В –12.11
8Г -11.11

Дата
по факту

8А8Б 8В –
8Г -

Тема 3. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни – 9 часов
8А- 25.11
8Б -25.11
8В –26.11
8Г -25.11
8А- 2.12
8Б -2.12
8В –3.12
8Г -2.12
8А- 9.12
8Б -9.12
8В –10.12
8Г -9.12

8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 16.12
8Б -16.12
8В –17.12
8Г -16.12

8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 23.12
8Б -23.12
8В –24.12
8Г -23.12

8А8Б 8В –
8Г -

8А- 30.12
8Б -30.12
8В –31.12
8Г -30.12
8А- 13.01
8Б -13.01
8В –14.01
8Г -13.01
8А- 20.01
8Б -20.01
8В –21.01
8Г -20.01
8А- 27.01
8Б -27.01
8В –28.01

8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –

3.1

Как вести себя при пожаре. Причины
и последствия пожара. Правила
пожарной безопасности.

1

3.2

Как вести себя при пожаре. Средства
пожаротушения. Меры безопасности
при пользовании пиротехникой.

1

3.3

Первая помощь пострадавшим и ее
значение. Первая помощь при ожогах.

1

3.4

3.5

3.6

3.7

Чрезвычайные ситуации в быту.
Безопасность при использовании
бытового газа, предметов бытовой
химии. Первая помощь при отравлении
угарным газом, ядохимикатами и
уксусной кислотой.
Чрезвычайные ситуации в быту.
Правила поведения при затоплении
квартиры. Правила безопасного
пользования электроприборами.
Первая помощь при электротравмах.
Разумная предосторожность. Выбор
места для отдыха. Безопасное
поведение на улицах населённого
пункта. «Опасное» время суток.
Разумная предосторожность. Меры
предосторожности в лифте и на
лестнице. Правила поведения при
нападении.

1

1

3.8

Опасные игры. Неразорвавшиеся
боеприпасы. Экстремальные виды
спорта и развлечений.

1

3.9

Опасные игры. Первая помощь при
травмах.

1

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Дата
по плану
8Г -27.01

Дата
по факту
8Г -

Тема 4. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе – 5 часов

4.1

Лес — это серьёзно. Ядовитые
растения. Первая помощь при
отравлении ядовитыми растениями.
Съедобные и несъедобные грибы.
Правила приготовления грибов. Первая
помощь при отравлении грибами.

4.2

Лес — это серьёзно. Встреча в лесу с
дикими животными. Если в лесу
застала гроза.

1

4.3

Водоём зимой и летом. Опасные
ситуации на воде. Правила поведения
на водоёме.

1

4.4

Водоём зимой и летом. Как помочь тонущему человеку. Как помочь
провалившемуся под лед человеку.

1

4.5

Водоём зимой и летом. Правила проведения сердечно-лёгочной
реанимации. Первая помощь при
обморожении.

1

1

8А- 3.02
8Б -3.02
8В –4.02
8Г -3.02

8А8Б 8В –
8Г -

8А- 10.02
8Б -10.02
8В –11.02
8Г -10.02
8А- 17.02
8Б -17.02
8В –18.02
8Г -17.02
8А- 3.03
8Б -3.03
8В –4.03
8Г -3.03
8А- 10.03
8Б -10.03
8В -11.03
8Г -10.03

8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г -

Тема 5. Современный транспорт и безопасность – 10 часов

5.1

Транспорт в современном мире. Роль
транспорта в мире. Виды транспорта

1

5.2

Обязанности пешехода. Общие
понятия. Дорожные ситуации.

1

5.3

Обязанности пассажира. Требования
безопасности на транспорте.

1

5.4

Чрезвычайные ситуации на дорогах.
Причины и последствия дорожнотранспортных происшествий.

1

5.5

Чрезвычайные ситуации на дорогах.
Правила поведения велосипедистов и
других участников дорожного
движения. Знаки дорожного движения
для велосипедистов. Поведение в

1

8А- 17.03
8Б -17.03
8В –18.03
8Г -17.03
8А- 24.03
8Б -24.03
8В –25.03
8Г -24.03
8А- 31.03
8Б -31.03
8В –1.04
8Г -31.03
8А- 14.04
8Б -14.04
8В –15.04
8Г -14.04

8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г -

8А- 21.04
8Б -21.04
8В –22.04
8Г -21.04

8А8Б 8В –
8Г -

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Дата
по плану

Дата
по факту

дорожно-транспортных
происшествиях.
8А- 28.04
8Б -28.04
8В –29.04
8Г -28.04
8А- 5.05
8Б -5.05
8В –6.05
8Г -5.05
8А- 12.05
8Б -12.05
8В –13.05
8Г -12.05

8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г 8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 19.05
8Б -19.05
8В –20.05
8Г -19.05

8А8Б 8В –
8Г -

1

8А- 26.05
8Б -26.05
8В –27.05
8Г -26.05

8А8Б 8В –
8Г -

5.6

Первая помощь при кровотечении.

1

5.7

Опасные ситуации в метро. Правила
поведения на станции метро,
эскалаторе, в вагоне поезда

1

5.8

5.9

5.10

Авиакатастрофы. Поведение в салоне
авиалайнера. Пожар на борту самолёта
или другие чрезвычайные ситуации:
правила безопасного поведения
Железнодорожные катастрофы.
Правила поведения при железнодорожной катастрофе. Опасные
игры на железнодорожном транспорте
и отношение к ним
Террористические акты на
транспорте. Понятие о
террористическом акте. Уголовная
ответственность за террористическую
деятельность.

Всего часов - 34

1

Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать
Какие знания и умения вы получите, изучая предмет «Основы
жизнедеятельности». Связь предмета с другими науками, его цели и задачи.

безопасности

Безопасный туризм
Обеспечение безопасности в туристских походах. Виды туризма. Объективные и
субъективные трудности туристского похода. Групповое снаряжение туристской группы. Виды
опасностей в походе. Движение по маршруту, график движения. Правила безопасного
преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные
препятствия. Правила безопасности при выборе места бивуака. Правила разведения костра.
Правила поведения туриста, отставшего от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология
окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма.
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного проведения водного похода.
Узлы в туристском походе.
Когда человек сам себе враг
Курение убивает! Причины приобщения подростка к курению. Негативное влияние
курения на организм подростка. Состояние здоровья подростка-курильщика.
Алкоголь разрушает личность. Воздействие алкоголя на организм человека. Отравление
алкоголем. Первая помощь при алкогольном отравлении.
Скажем наркотикам «Нет!». Наркотики – яд. Влияние наркотиков на организм человека.
Распад личности человека под влиянием наркотиков.
Токсикомания — страшная зависимость. Понятие о токсикомании. Влияние токсичных
веществ на организм человека. Признаки токсикомании.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Что такое чрезвычайная ситуация: основные
понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций, их характеристика и особенности. Система
оповещения в чрезвычайных ситуациях, общие правила эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации. Характеристика наиболее распространённых и
опасных чрезвычайных ситуаций природного характера. Землетрясения, наводнения, природные
пожары, извержения вулканов, цунами, сели, оползни и др. Предвестники природных
чрезвычайных ситуаций. Безопасное поведение во время природных чрезвычайных ситуаций.
Техногенные чрезвычайные ситуации. Причины и виды таких ситуаций. Безопасное
поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность
Российской Федерации
Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм? Крайние проявления экстремизма.
Проявления терроризма. Как снизить угрозу теракта. Личная безопасность при обнаружении
подозрительного предмета, похищении (попытке похищения) или захвате в заложники. Поведение
во время взрыва в местах скопления людей. Как вести себя в плену у террористов. Взрывы в
жилых домах. Поведение во время взрыва в жилом доме.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Национальная безопасность России. Понятие о национальной безопасности. Условия
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Тематическое планирование
учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс
Количество
промежуточного
контроля
(тестов)

№
п/п

Наименование темы (раздела)

Количество
часов на
изучение

Тема 1

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности

1

Тема 2

Безопасный туризм

9

1

Тема 3

Когда человек сам себе враг

4

1

12

1

7

1

Тема 4
Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера
Чрезвычайные ситуации социального характера.
Национальная безопасность Российской
Федерации
Урок обобщения

1

Всего часов

34

Календарно-тематическое планирование
учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Дата
по плану

Дата
по факту

Тема 1. Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать. 1 час

1.1

Какие знания и умения вы получите,
изучая предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности». Связь предмета с
другими науками, его цели и задачи

1

8А- 7.09
8Б –3.09
8В –7.09
8Г -7.09

8А8Б –
8В –
8Г –

Тема 2. Безопасный туризм – 9 часов

2.1

Обеспечение безопасности в
туристских походах. Виды туризма.
Объективные и субъективные
трудности туристского похода.
Групповое снаряжение туристской
группы

2.2

Обеспечение безопасности в
туристских походах. Правила
безопасности в туристическом походе.
Виды опасностей в походе. Движение
по маршруту, график движения

2.3

Обеспечение безопасности в
туристских походах. Правила
безопасного преодоления
естественных препятствий.
Обеспечение безопасности при
переправах через водные препятствия

2.4

Обеспечение безопасности в
туристских походах. Правила
безопасности при выборе места
бивуака. Правила разведения костра

2.5

Обеспечение безопасности в
туристских походах. Правила
поведения туриста, отставшего от
группы. Сигналы бедствия

2.6

Обеспечение безопасности в
туристских походах. Туризм и
экология окружающей среды

1

1

1

1

1

1

8А- 14.09
8Б –10.09
8В –14.09
8Г –14.09

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 21.09
8Б –17.09
8В –21.09
8Г –21.09

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 28.09
8Б –24.09
8В –28.09
8Г –28.09

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 12.10
8Б –1.10
8В –12.10
8Г –12.10

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 19.10
8Б –15.10
8В –19.10
8Г –19.10

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 26.10
8Б –22.10
8В –26.10
8Г –26.10

8А8Б –
8В –
8Г –

№
п/п

Тема урока

2.7

Обеспечение безопасности в водном
туристском походе. Снаряжение для
водного туризма. Подготовка к
водному туристскому походу. Правила
безопасного
проведения
водного
похода.

2.8

2.9

Узлы в туристском походе

Узлы в туристском походе

Количество
часов

1

1

1

Дата
по плану

Дата
по факту

8А- 2.11
8Б –29.10
8В –2.11
8Г –2.11

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 9.11
8Б –12.11
8В –9.11
8Г –9.11

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 16.11
8Б –19.11
8В –16.11
8Г –16.11

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 23.11
8Б –26.11
8В –23.11
8Г –23.11

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 30.11
8Б –3.12
8В –30.11
8Г –30.11

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 7.12
8Б –10.12
8В –7.12
8Г –7.12

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 14.12
8Б –17.12
8В –14.12
8Г –14.12

8А8Б –
8В –
8Г –

Тема 3. Когда человек сам себе враг. – 4 часа

3.1

3.2

3.3

3.4

Курение убивает! Причины
приобщения подростка к курению.
Негативное влияние курения на
организм подростка. Состояние
здоровья подростка-курильщика.
Алкоголь разрушает личность.
Воздействие алкоголя на организм
человека. Отравление алкоголем.
Первая помощь при алкогольном
отравлении.
Скажем наркотикам «Нет!».
Наркотики – яд. Влияние наркотиков
на организм человека. Распад
личности человека под влиянием
наркотиков.
Токсикомания — страшная
зависимость. Понятие о токсикомании.
Влияние токсичных веществ на
организм человека. Признаки
токсикомании.

1

1

1

1

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 12 часов

4.1

Чрезвычайные ситуации и их
классификация. Основные понятия
чрезвычайных ситуаций.
Классификация чрезвычайных
ситуаций, их характеристика и
особенности.

1

8А- 21.12
8Б –24.12
8В –21.12
8Г –21.12

8А8Б –
8В –
8Г –

№
п/п

Тема урока

4.2

Система оповещения в чрезвычайных
ситуациях, общие правила при
эвакуации

4.3

Природные чрезвычайные ситуации.
Характеристика наиболее
распространённых и опасных
чрезвычайных ситуаций: природных,
геофизических, биологических

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

Природные чрезвычайные ситуации.
Землетрясение.

Природные чрезвычайные ситуации.
Извержение вулкана

Природные чрезвычайные ситуации.
Сели, оползни и обвалы.

Природные чрезвычайные ситуации.
Снежные лавины. Ураган, буря, смерч.

Природные чрезвычайные ситуации.
Цунами. Наводнения.

Природные чрезвычайные ситуации.
Природные пожары.

4.10

Техногенные чрезвычайные ситуации.
Причины и виды таких ситуаций.

4.11

Безопасное поведение при авариях на
коммунальных системах
жизнеобеспечения, при химических
катастрофах.

Количество
часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Дата
по плану

Дата
по факту

8А- 28.12
8Б –
8В –28.12
8Г –28.12

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 11.01
8Б –
8В –11.01
8Г –11.01

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 18.01
8Б –
8В –18.01
8Г –18.01

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 25.01
8Б –
8В –25.01
8Г –25.01

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 1.02
8Б –
8В –1.02
8Г –1.02

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 1.02
8Б –
8В –1.02
8Г –1.02

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 8.02
8Б –
8В –8.02
8Г –8.02

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 15.02
8Б –
8В –15.02
8Г –15.02

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 22.02
8Б –
8В –22.02
8Г –22.02

8А8Б –
8В –
8Г –

8А- 1.03
8Б –
8В –1.03
8Г –1.03

8А8Б –
8В –
8Г –

№
п/п

4.12

Тема урока

Безопасное поведение при
радиационной аварии, аварии на
гидродинамическом объекте.

Количество
часов

1

Дата
по плану
8А- 8.03
8Б –
8В –8.03
8Г –8.03

Дата
по факту
8А8Б –
8В –
8Г –

Тема 5. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность
Российской Федерации - 7 часов
8А- 15.03
8АЭкстремизм и терроризм. Что такое
8Б –
8Б –
5.1
экстремизм. Крайние проявления
1
8В –15.03
8В –
экстремизма.
8Г –15.03
8Г –
8А- 22.03
8А8Б –
8Б –
5.2
Экстремизм и терроризм.
1
8В –22.03
8В –
8Г –22.03
8Г –
8А- 29.03
8АЭкстремизм и терроризм. Что такое
8Б –
8Б –
5.2
1
терроризм. Проявления терроризма.
8В –29.03
8В –
8Г –29.03
8Г –
Экстремизм и терроризм. Как снизить
угрозу теракта. Личная безопасность
8Апри обнаружении подозрительного
8А- 19.04
8Б –
предмета, похищении (попытке
8Б –22.04
5.3
1
8В –
похищения) или захвате в заложники.
8В –19.04
8Г –
Поведение во время взрыва в местах
8Г –19.04
скопления людей. Как вести себя в
плену у террористов.
8А- 26.04
8АЭкстремизм и терроризм. Взрывы в
8Б –29.04
8Б –
5.4
жилых домах. Поведение во время
1
8В –26.04
8В –
взрыва в жилом доме.
8Г –26.04
8Г –
8А- 10.05
8АЗаконодательство России о
8Б –13.05
8Б –
5.5
противодействии экстремизму и
1
8В –10.05
8В –
терроризму.
8Г –10.05
8Г –
Национальная безопасность России.
8А8А- 17.05
Понятие о национальной
8Б –
8Б –20.05
5.6
безопасности. Условия обеспечения
1
8В –
8В –17.05
национальной безопасности
8Г –
8Г –17.05
Российской Федерации.
8А- 24.05
8А8Б –27.05
8Б –
Урок обобщения
1
8В –24.05
8В –
8Г –24.05
8Г –
Всего часов 34 часа

Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы: учебник / Н. Ф Виноградова, Д.
В. Смирнов, Л. В. Сидоренко и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 271 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы : рабочая программа / Н. Ф.
Виноградова, Д. В. Смирнов, А. Б. Таранин. – М.: Просвещение, 2021. – 92, [4] с
3. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: методическое пособие / Н.Ф.
Виноградова, Д.В. Смирнов. – М.: Вентана-Граф, 2015. — 104 с.
4. Обучение правилам дорожного движения: 5-9 классы: методическое пособие / А.Л.
Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
5. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 классы:
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред.
А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
6. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений: 5-9 классы. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников,
М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
7. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 т. / под общей реакцией С.К. Шойгу. – М.:
Московская типография № 2, 2006.
8. Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.
9. Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общей редакцией С.К. Шойгу.
– М.: 2004.

9. Критерии оценивания
Знания и умения, учащихся оцениваются на основании устных ответов, самостоятельных и
контрольных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям
программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценка "5 баллов" ("отлично") выставляется, если ответ:
полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью
суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других
предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично,
грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения,
сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий,
верно, использованы научные термины. Если при оценивании учебного результата используется
зачёт в баллах, то отметку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально
возможного количества баллов.
Оценка "4 балла" ("хорошо") выставляется, если:
раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно,
грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы
научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное,
допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в
выводах и обобщениях). Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах,
то отметку «4» получает учащийся, набравший 80 – 89% от максимально возможного количества
баллов.
Оценка "3 балла" ("удовлетворительно") выставляется, если:
усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда
последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве
доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных
ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в
использовании научной терминологии. Если при оценивании учебного результата используется
зачёт в баллах, то отметку «3» получает учащийся, набравший 60 - 79% от максимально
возможного количества баллов.
Оценка "2 балла" ("неудовлетворительно") выставляется, если устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат:
не раскрывает основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные
вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то отметку «2» получает
учащийся, набравший 59% и ниже от максимально возможного количества баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».